Тетрадь 6-я.
Сборник свидетельств «Богу всё открыто», том 2-ой.
* От редактора: в тексте, по возможности, сохранены особенности стиля авторов. Свидетельства дошли до нынешних поколений
трезвенников в виде восьми рукописных тетрадей, переписанных рукой Эммы Феликсовны. Десятки лет они хранились в семьях трезвенников, последние годы — в доме Братца в посёлке Вырица.*От редактора сайта: Свидетельства пронумерованы только в электронной версии. Для удобства поиска текстов сохранена нумерация страниц двухтомного сборника «Богу всё открыто». Свидетельства пронумерованы на моё усмотрение, так как в печатной версии нумерации свидетельств нет. С нумерацией современного однотомного сборника не совпадает, так как подготовка материалов для сайта была сделана раньше, чем выход пронумерованной печатной версии.
Таблица ссылок на свидетельства. «Тетрадь 6-я»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
1047 |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица ссылок на страницы. «Тетрадь 6-я».
|
|
1014.
Однажды Дорогой Братец был приглашён к одним зажиточным трезвенникам на посещение. Стол был уставлен пирогами, тортами и южными фруктами: апельсинами, грушами…
Во время чаепития Братец сказал; «По-моему, нам эти южные фрукты не полезны».
Но никто из присутствующих не спросил почему. А Братец не зря это сказал. И Братец развил Свою мысль в назидание слушателей.
Мы часто болеем, и не знаем отчего, потому что сказанное Дорогим Братцем пропускаем мимо ушей. Братец Иоанн призывал нас ни в чём не отличаться от монашествующих, только разве тем, что у нас семейная жизнь, а в остальном жизнь должна протекать так же, как у монахов.
Один юноша, отрезвившись, просил благословения у Дорогого Братца, чтобы ему поступить в монастырь.
Братец сказал: «Ты не выдержишь в монастыре и уйдешь, и будут тебя дразнить беглым монахом. А придёт время, и у нас будет свой монастырь. И будут у нас монахи, монахини и монашатки. Ибо у нас пёстрый монастырь, как у Иакова».
1015.
Ивана Григорьевича Смолева мамаша забеременела им в пожилых годах, когда первые дети были почти взрослые. Она этим была опечалена и обратилась к Дорогому Братцу.
Братец сказал: «Вот этот-то и будет твой кормилец, ничего не предпринимай.
Так и получилось по слову Братца Дорогого. Два старших сына женились, обзавелись семьями, а младший Иван до смерти матери жил с ней.
1016.
Однажды, когда спросили одного трезвенника, почему Иакову нужно было применять хитрость, чтобы получить благословение отца, ведь хитрость нехорошее качество, он ответил, что и Братец применял хитрость в своём деле.
Однажды, когда спросили: «Братец, кто Ты? — Братец сказал: — поп-расстрига, у дьякона украл кадилку, у попа украл кропилку. Если бы священники могли давать от болезни исцеление и от пьянства отрезвление, тогда не нужно бы и Мне приходить».
Стр. 365 (127)
Из этого мы видим, что есть хитрость не человеческая, а Божья, ради спасения остатка рода человеческого.
1017.
Однажды, заболел Иван Петрович (юродивый), и Беляевы, у которых он жил, обратились к Братцу с просьбой помолиться о нём.
Братец сказал: «Заставьте его попоститься, не давайте ему есть, и Господь пошлёт милости. Он исцелится».
1018.
Я очень переживала, когда муж подал в суд на развод. Иду в Понедельник со своей скорбью к Дорогому Братцу и всё время приговариваю: «Ни у кого нет такого горя, как у меня».
На мою записку Братец ответил: «Господь не под силу креста не даёт».
Время прошло, и рана залечилась, и за всё — слава Братцу Дорогому, ибо Он наш помощник и защитник.
Когда у нас народилась дочь, мы с мужем решили дать ей имя Нины равноапостольной. Нам очень нравилось это имя, и ещё до крещения мы её называли Ниночкой. Перед крестинами муж пошёл на приём к Дорогому Братцу: «Дорогой Братец, благослови дочь назвать Ниной».
Братец сказал: «Не Нина, а Татьяна. Аминь».
И назвали Татьяной. Пути Господни неисповедимы, что Господь хочет, то и творит с человеком.
1019. Свидетельство трезвенника из Омска.
Я болел чахоткой, и мне трезвенники посоветовали обратиться к Дорогому Братцу Иоанну. Поехать в Петроград я не имел возможности, ибо израсходовался на лечение своей болезни, да и силы физические ослабли, чтобы двинуться в дорогу. И узнав адрес Братца Иоанна, я послал Ему письмо с просьбой помолиться обо мне болящем и написал свой адрес.
И вот получил я письмо от Братца, в котором Братец писал: “У вас есть образа и есть лампадки перед образами. Обмакните пальцы в маслице из лампадки и помажьте больные места, и по вере вашей Господь пошлёт вам исцеление».
Стр. 366 (128)
И по слову Братца я так и поступил и получил исцеление. И вот мне уже 82 года, и я здоров, а Братца Дорогого я лично не видел.
1020.
Однажды Дорогой Братец сказал: «Перед употреблением винограда тщательно помойте его. Ибо по виноградникам ползают змеи, зачастую оставляют на кистях винограда свой яд, который с попаданием в желудок человека причиняет боль в кишечнике».
1021.
Лично просил: «Помолись, Дорогой Братец, у сына болят ножки».
Братец сказал: «Хорошо, я дам тебе маслице, — и при этом Братец благословил пузырек с маслом. — Но скажи сыну: тогда исцелятся его ножки, когда он перестанет ходить по чужой дорожке».
Из этого видно, если просишь у Бога, то приложи прилежание служить Ему, чтобы получить от Него полную защиту.
1022.
В 1923 году, когда стали налаживаться переговоры духовенства с Братцем Иоанном о примирении, однажды в Вырицу приехал митрополит Александр Введенский.
В зал Вырицкого дома внесли две картины. На одной было изображено “Изгнание Адама и Евы из рая”, на другой — “Как братья Иосифа пришли и поклонились ему во время голода”.
Когда Введенский с сопровождающими его вошёл в зал и увидел Братца, то запел: «Приидите, поклонимся и припадем», и, подойдя к Братцу, он сделал коленопреклонение перед Братцем.
Братец, указав рукой на картину “Иосиф с братьями”, сказал: «Не сон и снопы, а придёт время, когда поклонятся попы».
Мы видим, хотя и была проделана такая церемония Введенским, но ещё не пришло то время, о котором говорил Братец, ибо это делалось с лицемерием, чтобы бы паству Братца привлечь к себе в храм. И это лицемерие вскоре раскрылось, когда стали обманывать трезвенников на причастии с вином.
Стр. 367 (129)
1023.
Одному трезвеннику в юности было сказано Дорогим Братцем: «Будь совершен, как Отец Небесный, но о себе думай, что ты хуже всех».
Из этого мы видим, что есть трезвенники, которые стремились к высокой жизни. И его жена засвидетельствовала:
— когда началась война, он предложил ей: «За грехи наши нас постигла война, а поэтому с сегодняшнего дня ты не ласкайся и не прижимайся ко мне. Будем хранить чистоту».
1024.
Мой брат долгое время трезвился, а на свадьбе сына нарушил трезвость.
Получилось это так: когда молодые приехали от венца и сели за стол, отец не хотел садиться за пьяный стол, но гости и сын, окружив его, стали убедительно просить, чтобы он сел, говоря: «Неужели не уважишь единственного сына своего? Ты только подними бокал, а можешь и не пить». Обольстили, соблазнили отца, и он первый поднял бокал за здоровье новобрачных. И тут же по старой привычке выпил первую рюмку, а за ней и вторую, и третью, и так далее.
Захмелев, взял баян, так как до трезвости он хорошо играл на баяне и стал играть, веселить гостей. Но Господь не потерпел, на третий день он скончался.
1025. Свидетельство Сестрицы Марии.
Дорогой Братец не благословлял есть готовую покупаемую пищу, а по силе возможности готовить самим.
Когда настала Отечественная война (1914-1918), я подал записку Дорогому Братцу, прося, чтобы мне избавиться от войны. Братец сказал: «А ты, не дожидаясь, когда позовут, подай заявление в добровольцы».
И я не ослушался Дорогого Братца, подал заявление. И меня Господь сохранял: всю войну я пробыл в Петрограде, служа при военной части. Благодарение Дорогому Братцу, как чудно сохранил жизнь мою.
1026.
По записочкам Братец стал принимать с 1905 года, с благословения митрополита Антония. До 1905 года Братец Иоанн принимал скорбящих и болящих лично.
Стр. 368 (130)
Я в молодости со своими подружками увлекалась чаепитием, но так как в послевоенное время во всём был недостаток и чаю не было, мы покупали суррогатный кофе, заваривали его вместо чая и пили. Об этом я рассказала Сестрице Грушеньке.
И вот когда мы в один Понедельник пришли к поезду проводить Дорогого Братца, отъезжавшего в Вырицу, и вошли в вагон, где сидел Братец и Сестрицы, Сестрица Груша обратилась к Братцу, указав на нас: «Дорогой Братец, кофейницы пришли».
Братец сказал: «Кофе пить очень вредно, чай пить и то вредно, в особенности летом, от него даже обмороки бывают».
Мы попросили прощение и с этого дня перестали пить кофе.
1027.
Однажды Дорогой Братец сказал одному юноше, живущему в колонии со своими родителями трезвенниками: «Николай! Здесь грешить нельзя, здесь земля святая».
Братец Вырицу сравнивает с землёй обетованной и святой, а поэтому и грешить здесь нельзя.
1028.
Помолись, Дорогой Братец, нет миру с мужем.
Братец сказал: «Готовь повкуснее обеды, тогда жизнь ваша наладится».
Однажды Дорогой Братец, обратившись к коммунару, сказал: «Дедушка Андрей, я сколько раз тебя просил, не делай ты еловые зубцы в грабли, они только для травы; зацепил за камень — и поломался зубец; делай из берёзы».
— А где берёзу-то взять? — спросил Андрей недовольным голосом.
— А вот берёзовые поленца лежат, из любого можно сделать, — ответил Братец.
И всё же дед Андрей не послушался.
И Братец сказал: «Пусть отдохнёт недельки две».
Дед Андрей заболел, а спустя две недели Братец сказал, глядя на шедшего к дому деду: «Скажите, пусть скорее делают гроб».
Стр. 369 (131)
И только дед Андрей вошёл в свой дом — упал; его разбил паралич, и он скончался. Распух, и его пришлось поскорее хоронить.
1029.
Я подала записку о болезни своего глаза.
Братец сказал: «Не завидуй, а будешь завидовать, до крови будешь страдать».
Я к этим словам отнеслась не с полным доверием, и по истечении некоторого времени я даже подумала: «Вот Братец сказал “будешь завидовать, до крови будешь страдать”, а я завидую и ничего».
Время было голодное, и вот однажды соседям по квартире привезли бочонок с хряпою. Узнав об этом, я позавидовала, что так много хряпы привезли. Позавидовала, несмотря на то, что у самой были продукты, в том числе и мука-крупчатка. И вот вскоре около глаза появилось покраснение, зуд и опухоль. Я обратилась к врачу. Врач назначил операцию. И вот когда стали вскрывать носовую кость, много вышло крови, так что окружающие обратили внимание на это. И я сразу вспомнила слова, сказанные Дорогим Братцем, что “если будешь завидовать, до крови будешь страдать”.
Слова сказаны Дорогим Братцем не всуе. Помоги, Господи, избавиться от зависти.
1030.
Когда арестовали Сестриц, кто-то из трезвенников сказал Дорогому Братцу за обедом: «Есть очень хороший адвокат, нужно к нему обратиться, чтобы походатайствовал».
Братец сказал: «Адвокаты подслащивают. Если просить ходатайствовать, нужно признать себя виновными и просить прощение. А прощение нужно просить не у человеков, а у Бога. Они нас признают контрреволюционерами, а мы в этом не повинны. Мы заняты работой, работая от зари до зари на благо обществу. У нас не только работают взрослые, у нас даже дети работают».
1031.
Однажды портной Илья Николаевич обратился к Дорогому Братцу: «Дорогой Братец, благослови открыть мастерскую».
Стр. 370 (132)
Братец сказал: «Мастерская — дело денежное, но только нужно девочек оставить».
Портной сказал: «Дорогой Братец, я свою жену не люблю, у неё ноги тонкие». На этом закончился разговор.
И вот вскоре кто-то из трезвенников сказал Братцу: «Дорогой Братец, Илья Николаевич приказал долго жить, попал между вагонами трамвая, и его сдавило так, что все внутренности выдавились».
Сестрица Груша сказала: «Чем грешил, то и выдавилось». А Братец сказал: «Хотя бы недельку перед смертью проболеть, но только не умереть такой смертью, какой Илья Николаевич помер».
1032.
Когда мой муж находился в тюрьме, я обратилась к Дорогому Братцу с просьбой, чтобы его освободили. Братец сказал: «О дне и часе не думайте, а когда поедешь, сама привезёшь».
И вот когда я поехала в тюрьму на свидание, я спросила мужа: «Что у вас слышно насчёт освобождения?» «Ничего не слышно», — ответил муж.
Я передала ему ответ Дорогого Братца. А ответ Дорогого Братца исполнился только через четыре года. Мужа выслали в лагеря. И когда через четыре года поехала к нему на свидание, его освободили, и мы вместе вернулись домой.
Из этого мы видим: Братец дал надежду, которая длилась на протяжении четырёх лет, а я думала, сразу из тюрьмы вернётся. А он вернулся только через четыре года.
Господь проверил веру и терпение. Он же и дал терпение в словах, сказанных Дорогим Братцем Иоанном.
1033.
Однажды Дорогой Братец был приглашён на посещение. После пропетой молитвы “Отче наш” Братец, повернувшись от икон к столу, сказал: «Уберите дьявола». И через секунду повторил: «Уберите дьявола».
Хозяйка, стоявшая в дверях, смекнула в чём дело и сказала: «Прости, Дорогой Братец, меня! Когда я нарезала рыбу к столу, нож был тупой, и рыба не поддавалась резке, и я поругалась чёрным словом. Прости меня, дорогой Братец!»
А рыбу пришлось убрать со стола.
Стр. 371 (133)
Только после этого Братец сел за стол и начал беседовать.
Это большой урок для каждого из нас.
1034.
После избиения трезвенников в 1912 году в Обухове духовенство распорядилось закрыть воскресные беседы. Трезвенники подали прошение царю Николаю II, а он написал резолюцию на прошении: «Не нахожу нужным открыть беседы Чурикову».
Когда об этом доложили Дорогому Братцу, Братец сказал:
«Господи! Не найди и Ты его нужным».
И мы видим, свершилась революция, и царя не стало. Позже Дорогой Братец сожалел, что так сказал. Это пример нам, чтобы и мы были осмотрительны к словам своим. Пророки изрекают слова от имени Господа, а мы зачастую изрекаем слова от гнева своего, изобилующего в сердце нашем.
1035.
Однажды во дворе была рассыпана мелкая картошка, и никто на это не обращал внимание. Братец, проходя мимо неё, сказал: «Надо собрать картофель». На это никто не обратил внимания, и картофель не собрали. Братец, вернувшись, вновь сказал: «Соберите картофель, ведь это — дар Божий».
Во время болезни Дорогого Братца в 1923 году трезвенники по любви своей приносили Дорогому Братцу продукты и всевозможные фрукты.
Братец, глядя на них, сказал: «Христу в пустыне легче было смотреть на булыжники, нежели мне на эти фрукты. Если бы я всё это съел, у меня внутри получилась бы квашня, и меня разорвало бы».
Это нам, невоздержникам и соблазняющимся на всякие непотребные языческие яства, в пример.
1036.
Однажды Дорогой Братец сказал: «Когда заболеешь, начни перебирать своя грехи. Господи! Не за это ли, и не зато ли, и когда дойдешь до греха, чрез который заболел, и покаешься, сразу же и поправишься».
1037.
Братец Иоанн говорит: «Есть два рода змей: одна ужалит и говорит: “Ах, как я плохо сделала, лучше бы так не делать”.
Стр. 372 (134)
Такая змея скоро поправляется от болезни, а другая змея ужалит и говорит: “Как хорошо я жиганула”. Такая змея долго страдает в болезни».
1038.
Однажды Братец сказал: «Когда Я находился в стенах тюрьмы, то сказал, что мясо Я не вкушаю, но всё равно ежедневно мне давали по мясной котлетке. Я их не ел, а складывал в уголке на подоконнике. А когда меня отпустили, я все котлетки вернул, они были заплесневевши».
Только Братец не сказал, сколько времени он сидел и сколько было накопившихся котлет.
1039.
Однажды Братец был приглашён на посещение. Гостей собралось много.
Когда Братец вошёл в комнату, то, стоя у дверей, спросил у хозяина: «А у вас разрешение есть на проведение Беседы?»
Хозяин сказал: «Дорогой Братец, разрешения не спрашивал, да и к чему оно, ведь мы не ради пьянки собрались. Ты, Дорогой, наше разрешение».
Братец сказал: «В таком случае я не могу остаться».
И перешёл в другую комнату
Хозяин упросил часть гостей уйти, и когда осталось такое количество, которое допускается без разрешения, тогда попросили Дорогого Братца возглавить трапезу. Братец, сев за стол, спросил: «Я вас обидел?»
Сестрица Грушенька сказала: «Нет, Дорогой Братец, Ты бы нас обидел, если бы ушёл». Братец сказал: «И уйду».
Тогда Мария Ивановна, привратница, сказала: «Дорогой Братец, не уходи, где я буду работать, если Ты уйдёшь от нас».
Братец сказал: «Гоняетесь за телом, а вы гоняйтесь за делом. Желаешь стоять у парадной, а ты сама будь парадной».
Это было в 1926 году.
1040.
Однажды мне родственник из деревни прислал письмо. Он знал, что я посещаю Братца. Он написал: «У меня с детства простужена голова и беспокоят сильные боли. Подай Братцу Иоанну записку и попроси о моей болезни».
В Понедельник я стала писать записку и думаю: «Зачем я буду писать о головной боли, напишу: “Помолись, Дорогой Братец, что бы мне не пить вино”, а будет трезвенник, остальное само приложится».
Стр. 373 (135)
Так и написала, и подала записку.
Вышла Сестрица и спрашивает: «У кого болит голова, с детства простужена?»
Я удивилась такому вопросу (как это Братец проник в тайну!) и сказала: «Я подавала за родственника».
Братец сказал: “Пусть три раза помоет голову в тёплой воде и смажет маслицем”.
Братец маслице благословил. И головные боли прошли. Так родственник получил исцеление и принял Трезвость. А я хотела по своему усмотрению действовать. Из этого видим, кто есть Братец!
1041.
Я работала у Господ прислугою и любила в свободное время, стоя на коленях перед иконою, помолиться.
И вот однажды дома никого не было, и я стала вслух молиться и взывать к Богу. И дошла до такого исступления, что не слышала, как барин открыл дверь в мою комнатёнку, только услышала, когда дверь скрипнула и закрылась. Я в испуге вскочила и подбежала к двери, открыла, смотрю барин стоит. Увидев меня, он сказал: «Вот, сумасшедшая».
Когда я пришла к Братцу, Братец сказал: «У нас Бог не глухой, не обязательно ему кричать».
С тех пор я научилась как молиться Богу. Спасибо Дорогому Братцу, втайне попросишь, а явно получаешь на деле просимое. И ещё такое дело было. Однажды чищу костюм барина, а сама думаю: «Ведь в Писании сказано: “Не прикасайтесь к одежде блудников”. А ведь он блудит, а мне приходится чистить ему одежду».
А Братец мне сказал: «Не так ты понимаешь, надо понимать: “Не подражай развратной, модной одежде”«.
Когда я попросила, чтобы мне вовек не вкушать мясо, Братец выслал три кусочка сахару и сказал: — Как этот сахар сладкий, так и жизнь твоя будет сладкая. И ты будешь кроткая, и люди тобою будут довольны.
1042.
Заболела у меня родственница в деревне и очень серьёзно, что только не предпринимали, но ничего
Стр. 374 (136)
не помогло. Решила поехать в Ленинград, обратиться к врачам. Походила к врачам, никакого сдвига. Исхудала, одни кости да кожа. Тогда я предложила ей: «Всё ты предприняла, а теперь пойдём к нашему врачу, к Братцу Иоанну».
И вот, когда она подала записку о своей болезни, Братец выслал ей маслице и велел пять дней попоститься. Сестрица Груша сказала: «А на пятый день вечером попей чайку».
Когда я передавала ответ Братца трезвенникам, они удивлялись, что никогда не слышали, чтобы Братец налагал пост пять дней, говоря: «Вы наверно ошиблись. Может быть Братец сказал: “В Пятницу попоститься?”«
Но мы с больной уверяли, что именно пять дней Братец велел попоститься. Я была очень обеспокоена, как она будет поститься такая слабая, а она меня успокаивает: «Мне легко, потому что у меня отсутствует аппетит, и даже обоняние исчезло к пище».
И вот в течение пяти дней из неё выходила мокрота. Вечером пятого дня по слову Сестрицы Грушеньки я вскипятила чай и нарезала два ломтика булочки, понесла в комнату, где лежала больная. Когда я открыла дверь (больная лежала лицом к стене) и вошла в комнату, слышу: «Машенька, я чувствую запах булочки, и как мне захотелось чайку». Вернулось обоняние к пище. Выпила две чашки чаю и съела один кусочек булочки и сразу же уснула крепким сном до утра, а утром почувствовала себя хорошо. Радости не было конца, что пошла на поправку. Немного окрепнув, поехала домой.
Муж её удивился, да и все, кто её знал. Что же может быть за врач, чтоб исцелить от болезни, от которой все врачи отказались? И решил приехать в Ленинград. Я его повела к Дорогому Братцу на Беседу. Ему очень понравилось, и он стал трезвиться. Некоторое время трезвился и радовался, а потом в гостях на свадьбе выпил за счастье новобрачных и стал выпивать.
И когда я приехала к ним и стала ему говорить: «Как же так, зачем ты нарушил трезвость?»
Стр. 375 (137)
Он мне с улыбкой ответил: «да ведь я умеренно пью». И вот эта умеренность довела его до тюрьмы, получил 10 лет.
И когда я подала о нём Братцу Дорогому записку, Братец сказал: «Пил умеренно, впал в безверие».
Братец сердцевидец сказал словами нарушителя: “Я ведь пью умеренно”. Так и пропал человек бесследно во цвете лет. Спаси Господи нарушить Трезвость!
1043.
Однажды за вечерним чаем Сестрица Груша сказала: «Дорогой Братец, что бы мы стали делать, если бы не Ты?»
Братец сказал: «Что бы мы делали, если бы не учение Иисуса Христа, это оно нас объединило».
1044
Однажды Братец при разговоре об Анисиме Ивановиче сказал: «Сел не в свою колесницу и разбился: отверг посты, заболел и от голодной смерти погиб».
1045.
Я была маленького роста и всё время от этого переживала. Живя в деревне, я думала, что не смогу работать, ибо маленькая, слабая, нерасторопная.
И вот, когда я узнала Дорогого Братца, я написала ему записку о своей скорби, что мала ростом.
Братец сказал: «Благодари Бога: такую Бог испёк. Василий Великий был маленьким ростом, а дела делал великие».
И я, устыжённая, что не о деле прошу, успокоилась.
1046.
Ко мне из деревни приехал юноша, бедно одетый, семья большая — недостатки, И стал он ходить на Беседы к Братцу: видит трезвенники хорошо одетые, а он в простом зипунишке. Стал тяготиться и подал записку, чтобы приобрести получше одежду.
Братец сказал: «Ты просишь одежду; не то ты просишь, а проси трезвой жизни, а остальное всё тебе приложится».
Из этого мы видим, что Трезвость — это основа всей нашей жизни, и плодовитая мать духовного и материального богатства.
1047.
Когда я стала ходить к Дорогому Братцу, на меня восстал муж. В трезвом виде ничего, а если придёт пьяный, то всё летит в меня, что на столе, Я, конечно, очень скорбела и подавала записки Дорогому
Стр. 376 (138)
Братцу Братец отвечал: «Сам придёт».
Однажды в Воскресение я собралась поехать в Вырицу: тогда Беседы в Вырице проводились. Муж был дома. Когда я подошла к нему попрощаться, он мне сказал: «Обожди, и я поеду с тобою».
Мы простояли Беседу, и после Беседы муж сказал: «Останемся ночевать, а завтра подадим записки». Переночевали, а утром я собралась писать записки, муж говорит: «Я сам себе напишу записку о трезвости, а то ты ещё напишешь, чтобы и от курева отстать, а мне от курева отстать труднее, чем от вина», И вот он написал, прося молитв Дорогого Братца, чтобы избавиться от вина.
Братец сказал: «Кто просит, чтобы не курить табак и вино не пить?»
Братец благословил сахар и ладан: «Как сахар сладкий, так и жизнь твоя трезвая будет сладкая. А ладаном покади, и вместо табачного зловония у вас будет благовоние».
От такого ответа у мужа ещё больше укрепилась вера в чудесную силу Дорогого Братца Иоанна.
1048.
Однажды Дорогой Братец поставил меня на сортировку зерна для посева и объяснил, какое, куда класть-ссыпать. Я начал работу, смотрю, идёт ко мне сестрица Нюша, подошла и говорит: «Ты не так делаешь, вот делай так». И показала, как сортировать зерно.
Я задумался, как быть? Дорогой Братец показал так, а Сестрица распорядилась по-другому, но решил, если Сестрица говорит, очевидно, от Братца последовало указание, т. е. изменение в работе. И стал сортировать по указанию Сестрицы.
Через некоторое время ко мне подошёл Братец и очень строго сказал: «Надо делать так, как я сказал».
По моему телу пробежали мурашки, я попросил прощение за ослушание, но не посмел сказать, что Сестрица изменила работу
Братец повторил: «Как Я говорю, так и делать надо», — и ушёл.
Стр. 377 (139)
А мы подчас прислушиваемся не к Дорогому Братцу, а к советам со стороны и мешаем светлое с тёмным.
1049.
Когда бурили в Вырице артезианский колодезь и бурение закончили, один из присутствующих работников сказал: «Дорогой Братец, надо бы сейчас воззвать к Богу с молитвой, так как сейчас хлынет вода».
Братец поспешно ответил: «Надо дело делать, а не к Богу взывать. Бог рядом».
И Братец сам взял поданную трубу и стал завинчивать, и вода стала литься всё быстрее и быстрее. Когда Братец все детали закрепил, тогда перекрыл воду и сказал: «Вот теперь вода в наших руках».
Все стоящие с Братцем очень радовались.
В следующие дни Братец сказал: «Придёт время и воду из этого колодца будут возить во все страны, по всему мiру».
А когда была построена водонапорная башня, на стенах башни было написано: “Кто жаждет, приходи, пей”…
1050.
Братец говорит: «После бани холодного кваску попьёшь — оглохнешь, холодного молока попьёшь — скоротечную чахотку получишь. Жизнь на радость нам дана, а поэтому надо её беречь».
1051.
Однажды Дорогой Братец повстречался с трезвенником Лосевым, который вёз санки с грузом. Когда поравнялись, остановились, Братец спросил, куда он держит путь. Лосев ответил: «Везу вдове с шестью детьми продукты».
Братец сказал: «У Бога рука не коротка, если Бог поставил сирот в такие условия, значит мать не чиста, надо выдержать».
Вот и разумей: к чему это сказано?
1052.
Однажды на сплошной неделе после Пасхи в Среду у Сестриц был накрыт стол скоромною пищею. Был приглашён к обеду. Братец, увидев скоромную пищу, Братец сказал: «Сегодня ведь Среда!?»
Сестрицы сказали: «Дорогой Братец, ведь это сплошная неделя».
Братец сказал: «А, сплошная!» — и вкусил пищу.
Стр. 378 (140)
В четверг Братец, придя к обеду, сказал: «Вчера я вкушал скоромную пищу, а сегодня я буду вкушать постную пищу, так как мой желудок привык два раза в неделю вкушать постную пищу, то я не могу изменять ему.
1053.
В коммуне работали муж с женою, к ним приехали две женщины, знакомые мужа с его местности. Он принял их. Когда они некоторое время пожили, он обратился к Дорогому Братцу с просьбою принять их в члены коммуны, сказав, что он знает этих женщин, что они хорошие люди и хорошие работницы.
А Братец спросил его: «А у кого они живут?»
Он ответил: «Дорогой Братец, у меня они живут, я их принял».
Братец сказал: «Ах, у тебя. Если бы ты принял мужчину, тебе была бы честь, а принял женщину — тебе бесчестие».
Почему так сказал Дорогой Братец?
1054.
На Рождество, в день Ангела дорогого Братца и в Пасху после приезда из города Братец всегда принимал детей (детские приёмы) и даровал нам, детям, подарки. В Рождество давал новую блестящую копейку, ладан и масло, говоря: «Копеечку даю, чтобы вы жили богато, ладан, чтобы у вас всегда было благоухание, а маслице, чтобы вы не болели».
В день Своего Ангела выходил к нам и раздавал по красному яблочку, а в последние годы по баранке. А в Пасху обменивался крашенками. И всегда бывало, нам скажет что-нибудь поучительное. Однажды, помню, сказал: «Кто поёт молитвы, у тех будет жизнь, как у угодников Божьих, а кто поёт песни про Степана Разина, у тех будет жизнь разбойничья».
Со мной рядом стояла девочка, когда мы вышли от Братца, она нам всем заявила: «Дорогой Братец сегодня сказал про моего брата Петрака: он всегда поёт песнь про Степана Разина».
Мы тогда на это не обратили внимание, а когда прошли годы, слова Братца исполнились. Петрака, брата девочки, зарезали.
Стр. 379 (141)
1055.
К нам в коммуну приехала семья: муж, жена и двое детей. Муж стал работать, а жена с детьми не работали. Одному коммунару, Андрею Михайловичу, это не нравилось, и он всё время твердил: «Вот нахлебники приехали, работать не хотят». И никак он не мог успокоиться от этой мысли. Однажды он работал на лошади, и конь ударил его копытом по ноге. Нога очень разболелась, и он надолго залежался.
Дорогой Братец его Навестил и спросил: «Доколе думаешь лежать?» Андрей Михайлович стал каяться: «Прости, Дорогой Братец, за мой ропот, я всё время осуждал брата, что к нам в коммуну приехали нахлебники».
Братец сказал: «Вот какие мы стали глазастые и ушастые, всё видим и до всего у нас дело есть».
1056.
Я работал швейцаром у одного барина: барин был очень хороший человек, но всегда меня заставлял говорить неправду. Если к нему кто приходил, он велел мне: «Скажи, что барина нет дома».
И вот однажды стою на Беседе у Дорогого Братца, и Братец вовремя Беседы говорит: «Которые говорят, что дома нет, а сами дома, у тех не будет своих домов».
Я понял, что это Братец говорит про меня.
И сказал я барину: «Я не могу говорить неправду. Братец сказал: “Кто будет говорить, что дома нет, а сам дома, у тех не будет своих домов”«. Тогда барин сказал: «Чтобы тебя избавить от неправды, я буду уходить из дома на время».
И мы видим, пришло время, и не стало домов: отобрали, и все богачи разлетелись.
1057.
У нас в обществе были муж и жена, очень богобоязненные и ревнители Слова Божия. Жена была католичкой, а муж — лютеранином. Жена узнала Дорогого Братца через болезнь: ей была назначена операция.
Когда о ней муж подал Дорогому Братцу записочку, Братец сказал: «Господь без операции пошлёт исцеление». Велел попоститься, благословил маслице.
И когда муж передал ответ Братца, жена не согласилась на операцию и ушла из больницы. Через некоторое время заболел муж, врачи предложили делать операцию. Жена обратилась к Дорогому Братцу.
Стр. 380 (142)
Братец сказал: «Надо делать операцию».
А муж медлил, не делал операции. И Братец однажды спросил Сестрицу Грушеньку: «Ну как, сделал операцию Эдуард Эдуардович? Скажи, что надо делать операцию, а то будет обижаться на меня».
1058.
Однажды Братец пришёл к нам на скотный двор и во время разговора сказал; «Моисей вёл народ в обетованную землю сорок лет».
1059.
Однажды летом, когда мы с мужем работали в коммуне, Братец, наклонившись ко мне, сказал: «Вассочка, не мучь чрезмерно себя и мужа своего, здесь всё для огня на истребление».
Из этого мы видим: даже при благополучных условиях жизни мы должны знать меру и норму.
1060.
Дорогой Братец часто говорил: «К трезвости надо пришить воротник экономии. И зачем вам роскошь? Это не значит быть скупыми, но чтобы плоть наша была в подчинении Святому духу, а не плотскому мудрованию, которое ничем не насытишь и ничем не обогатишь».
1061.
Однажды, в день Ангела Сестрицы Настеньки, пришёл к Братцу трезвенник, Пётр Николаевич (сапожник, который всегда шил сапоги для Дорогого Братца). Его пригласили пить чай. Пётр Николаевич поздравил Сестрицу Настю с Ангелом, Сестрица поблагодарила, а Братец сказал: «Анастасии во святых нет, она вышла замуж за татарского хана».
Притча, сказанная Дорогим Братцем, в то время как бы не относилась к присутствующим и не заслуживала внимания, но впоследствии эта притча исполнилась на Сестрице Анастасии. Она вышла замуж за казака из черкесов.
Возникла мысль: можно ли было предотвратить это, если бы во время сказанного Дорогим Братцем помыслили о себе. Но это в голову не приходит, когда человек живёт в трезвости и как бы ограждён от
Стр. 381 (143)
всего греховного. Оказывается, во все дни жизни нужна бдительность, чтобы не попасть на вражью удочку.
1062.
В коммуне была экспедитор Мария Ивановна, её звали Большая Мария. На неё были возложены обязанности по воскресеньям во время Бесед Братца стоять у дверей, наблюдать за порядком. Если кто из просителей не понимал ответ Братца, она объясняла ответы, как нужно согреваться во время болезни, как соблюсти пост… А в остальные дни недели она ездила в город, закупала для коммуны всё необходимое.
Дел и ответственности у Марии Ивановны было много. Дорогой Братец её даже направлял в Москву по делам коммуны. И всё же нашлись возроптавшие на Марию Ивановну, что она не работает вместе с ними в поле на общих работах. Мария Ивановна об этом знала и очень скорбела.
Однажды Дорогой Братец в Вырицком зале, взяв снопик, и со словами: «Хотя я не священник и не могу так петь, как священники поют в церкви, держа снопик обеими руками впереди себя, сказал нараспев и три раза поклонился Марии Ивановне: «Тебе, Единому, Одному Господу служу».
Мария Ивановна, растроганная до слез, поклонилась Дорогому Братцу в ноги: «Прости меня, Дорогой Братец, за обиду мою, я обижаюсь и гневаюсь».
Из этого мы видим, у Господа суд и оправдание по Правде и Истине, а людям свойственно ошибаться в толкованиях своих. Дорогой Братец на этом примере показал, что Мария Ивановна одному только Господу служит на благо коммуны.
1063.
В 1920 году я работала кондуктором на паровой конке за Невской заставой (это маленький паровоз с вагонами). Когда мы ехали мимо Александро-Невской лавры с лесопильного завода, на набережную подавали вагоны с лесом. Вагоны шли поперёк нашего пути. И наш паровоз наскочил на один из вагонов у самого паровоза, и я оказалась под паровозом. И когда у меня захрустели кости, я закричала: «Дорогой Братец, оставь меня для покаяния!»
Меня подняли, понесли через трупы убитых людей и положили на дороге. Я сгоряча соскочила и
Стр. 382 (144)
хотела побежать через дорогу, но почувствовала сильную боль во всём теле и взмолилась: «Дорогой Братец, дай мне терпение, как давалось святым при их страдании». И тут я потеряла сознание. Когда пришла в себя, слышу кричат: «Скорее, скорее подавайте лошадь, кондуктор истекает кровью».
И меня повезли в больницу. Врач засвидетельствовал: грудная клетка помята, в левом боку переломано ребро, оба колена выбиты из чашечек и позвоночник повреждён.
Господь дал мне такое терпение, что я не чувствовала боли. Когда всех раненых успокоили, ко мне подошли врачи и сёстры и говорят: «Скажи, какой святитель тебя спас, ибо ты была в такой опасности!»
На другой день ко мне пришли трезвенники и под расписку взяли меня из больницы. Сразу поехали в Вырицу к Дорогому Братцу Иоанну. Братец благословил маслице, велел сделать ванну и сказал: «Её Господь оставил для покаяния, как она об этом просила.
И в течение одного месяца у меня все раны зарубцевались, и когда я пришла к врачам оформляться на работу, врачи, освидетельствовав меня, спросили: «Где и у кого ты лечилась?» Я сказала: «Меня исцелил Братец Иоанн».
Тогда врачи сказали: «Ты у нас не лечилась, а кто тебя исцелил, пусть он тебе и в остальном поможет». Я сказала: «Спасибо! Правильно! Братец мне во всём поможет и даст, что мне надобно».
Все вагоны, конки и паровоз сломались вдребезги, и я была под паровозом, но по милости Божьей и Братца Дорогого осталась жива.
Слава Дорогому Братцу и благодарение! Я, недостойная грешница, через месяц пошла на работу. И вот уже 60 лет у врачей не лечусь.
1064.
В 1914 году 4 августа Дорогой Братец был приглашён в гости к трезвеннице Евдокии в день Ангела. Весь день шёл дождь, и мы боялись, что Братец не придёт на посещение. И вдруг к приходу Дорогого Братца тучи рассеялись, дождь перестал, я видим — идёт Братец. Все мы очень обрадовались. После пения
Стр. 383 (145)
молитвы все сели за стол, и Братец стал говорить про священника, который написал книжечку о Христе, что по его подсчётам Христос должен придти на землю в 1918 году.
Братец сказал: «А Христос пришёл раньше намеченного священником срока. — И добавил: Здесь есть некоторые, видящие откровение о Христе, но прошу: храните до времени. Потом будете рассказывать, и люди будут верить.
Стр. 384 (146)
