Беседа
Господа Дорогого Братца Иоанна Самарского — Чурикова И.А.
05.07.1925г. – 4нпнП: «О сотнике».
[4-я неделя после недели Пятидесятницы].
Ссылки по тексту:
[Ев. от Ап. Матфея, гл. 8, ст. 5-27.]
[1-ое Соборное Посл. Ап. Петра, гл. 4, ст. 1—17.]
[Вечерняя Беседа в столовой на 2-ом этаже.]
Взошед на кафедру Братец Иоанн пропел молитву со слушателями «Царю Небесный…».
После пения молитвы Братец Иоанн говорит:
— Из нынешнего Евангелия мы видим, как строилось Царство Христианское вместо Иудейского тогда, и как оно ныне строится.
[Ев. от Ап. Матфея, гл. 8, ст. 5-27.]
Братец Иоанн читает из Евангелия следующее: «Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и спросил Его:
Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его».
— Иисус страдавших слуг исцелял.
И ныне сколько слабых от пьянства: их лечат штыком и тюрьмой и штрафом, и кулаком, но ничем не могут вылечить.
Но Слово Божие будет целить их. Поэтому сотник нуждался в слове Божием. Он верил в Слово и которые верили в Слово Божие, те укрепились.
— Спасибо! — говорят слушатели.
«Сотник же отвечая, сказал: Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, скажу одному: пойди, и идёт. Скажу другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Но Ты, Господи! Скажи только слово и выздоровеет слуга мой».
— Но как теперь исцелить человека, если он не нуждается в Слове?
Но кто нуждается в Слове, тот окрепнет от расслабления.
— Помолись! — говорят слушатели.
«Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашёл Я такой веры».
— То есть в Слово, а как Мне не удивляться? — говорит Братец Иоанн.
— Спасибо Тебе, Дорогой Братец! — восклицают слушатели.
«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».
— Как Авраам примут Слово и будут странников кормить.
«А сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» — за неверие в Слово.
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
— Спасибо! — восклицают слушатели.
Братец продолжает:
— И ныне мы можем взять ключи у Авраама. Авраам возвратил потерянный рай, у него все было Своё, и хозяйство, и фруктовый сад, у него был рай. И люди были рады, хотя под забором в тени у Авраама отдохнуть. Авраам не мог бы создать рай на одной лошаденке, или на шелудивом осленке, но он объединился с народом.
И Я, понимаю такой рай, другого рая ещё не нашёл. Цари, помещики и капиталисты жили в раю, но другим говорили: «Здесь живём временно, а рай там, на небе, после смерти».
Но люди видели, что они то сами живут в раю, здесь на земле и сказали:
— Значит это дурман.
Но теперь сама жизнь показывает, что рай на земле близок, потому что мы всюду слышим: «Пролетарии всех стран соединяйтесь».
И у первых Христиан устраивался рай на земле таким же образом: у них были собраны из разных стран народы. Были Иудеи, Парфяне, Мидяне, Персы, Ламаиты и разные другие.
У Христа не было пьяниц. Прими и ты Слово Божие, и оно укрепит тебя.
— Помолись! — просят слушатели.
— Если кабатчики внушением спаивают людей — выпей для здоровья, то, как же нам не убеждать словом Божиим?
— Спасибо! — восклицают слушатели.
«Пришед в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки её, и горячка оставила её, и она встала и служила им».
— Вся проповедь Иисуса Христа служила во исцеление народа. И теперь кого коснётся Слово Божие, тот горячиться не будет, ему скажут:
«Что же ты горячишься, Христос не велел горячиться и это слово исцелит тебя».
«Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи, и понес болезни» — от первосвященников.
Иначе ничем не исцелить человека, все в расслаблении: расслабленные начальники, расслабленные и слуги их. Нет выхода из расслабления, как только подражать сотнику — поверить в слово Иисуса Христа. Иначе нам угрожает опасность. Для справедливых людей нет опасности, но для пьяниц есть опасность.
— Спаси, Господи! — говорят слушатели.
«Увидев же Иисус вокруг себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону. И когда вошёл Он в лодку, и вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные?
Потом встав, запретил ветрам и пьяному морю, и сделалась великая тишина».
— Через слово Его Евангелия будет великая тишина.
И теперь Учение Иисуса Христа уснуло в человеках и во всём мире идёт волнение и буря, и мы должны будить в себе Учение Иисуса Христа, иначе и нам угрожает опасность от пьянства. И когда люди примут Учение Иисуса Христа, тогда сделается великая тишина.
— Христос воскрес!
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют: «Верую…».
После пения Братец Иоанн говорит:
— Теперь мы видим, что Иисус делал для того, чтобы мы прочитали и делали тоже. Для того и написано Евангелие, чтобы в нынешний век нам, дожившим, проводить это в жизни.
Если только для того времени, не надо было писать. И Карл Маркс писал для того, чтобы следующее поколение проводило его идею в жизнь. Поэтому пришли такие же люди из земли и все это провели в жизнь. А теперь мы видим такое же расслабление, весь мир расслабленный; всем лечили: и тюрьмой, и штрафом, и кулаком, но ничем не могли вылечить. Ослабли и начальники и подчиненные — все ослабли.
Как было сотнику обратиться к гонимому Иисусу? Но пришлось.
Так и теперь, ничто не может исцелить, как только слово Иисуса Христа.
Нет другого выхода, как поучиться у сотника.
И говорит Иисус: многие придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым. Авраам вернул потерянный рай, и теперь люди перекуют мечи свои на орала: вместо пушек и пулеметов — тракторы, и будет рай на земле.
Тогда не будет недостатка и всего будет много, и не будут драться из-за куска материи. А почему недостаток? Да не научились жить, как учит Христос.
Поют: «Приидите ко Мне…» После пения Братец говорит:
— Из этого мы видим, кому нам подражать? Первосвященникам, которые гнали Иисуса Христа, или сотнику, который искал Слово Христа.
Сотник вылечился от расслабления, а первосвященники расслабели и их царство расслабло. И до настоящего время их царства нет.
Потому, что они Богу молились, но Учение Иисуса Христа не приняли.
За лицемерие пострадали.
Поэтому страшно перед Богом лицемерить. И теперь каждый за себя понесёт наказание, за Своё лицемерие.
Покайся!
— Грешны!
Поют: «Приидите ко Мне…»
[1-ое Соборное Посл. Ап. Петра, гл. 4, ст. 1—17.]
После пения Братец Иоанн говорит:
— Напомнил вам Евангелие, ещё напомню послание Апостола Петра, гл. 4, ст. 1—17, который говорит Израилю:
«Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить. — То есть пьянствовать, — чтобы остальное время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией», — как Христос учит.
«Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, нелепому идолослужению»; — и служили и приносили жертву кабатчику и вместе пьянствовали и развратничали. Были одурманены, но когда познали Слово Христа, не стали более одурманиваться пьянством.
Теперь меня говорят: на пьянство не поймаешь и на блудницу не поймаешь.
«Почему они и дивятся, что вы ныне не участвуете с ними в том же распутстве, за это и злословят вас; — за Трезвую жизнь, — Они дадут ответ Богу Который вскоре будет судить живых и мертвых».
— И многие осуждены в огонь на сожжение. Как и тогда за лицемерие Христос уничтожил Иудейское царство.
Но может, скажут, не Христос, а римские штыки? И теперь скажут не Христос, а советские штыки, но не самому же Христу об злых руки околачивать.
Христос приходил в Иудейский храм и выгнал из храма торгашей.
Дом молитвы в дом торговли, в вертеп разбойников превратили.
Но они не понимали. Ах, так? Он и гнать их больше не стал, но пришли римские штыки и расправились с ними.
«Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны, бодрствуйте в молитвах. Имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
Если говорит кто, так говори как слова Божии; дабы во всём прославлялся Бог, Которому слава во веки веков». — И до ныне прославляется Христос.
«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь».
— Но такого огня не было, как ныне.
«Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь и торжествуйте» — что вы чрез Иисуса Христа окрепли в Трезвой жизни.
«Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога» — за Трезвую жизнь твою.
«Ибо время начаться суду с дома Божия» — и ныне суд пришёл.
Покайся!
— Грешны! — восклицают слушатели.
«Если праведник едва спасётся, то нечестивый и грешный где явится?»
— В трактире у кабатчика пьянствует.
Пьянице все мало, а Трезвому человеку и маленького жалованья будет хватать на все.
А царям царства мало хватало, хоть три царства им всё равно мало.
Христос пришёл, разрушил Иудейскую религию и создал Свою.
И теперь говорят: «Я православный». Нет! Не правой славы, а пьяная слава.
Ныне все государства во свидетельство нам, называются Христианские, но и дрожжей Христианских не осталось, чем заквасить новую закваску?
Теперь после всех этих переживаний и страданий, люди взмолятся и скажут: Господи! Неужели ты не слышишь и не видишь, как мы страдаем?
А Христос через Евангелие говорит: — Когда ты от пьянства проснешься, тогда и услышу.
Братец Иоанн, подняв правую руку, взывает:
Отрекайся от пьянства!
Отрекайся от пьянства!
Отрекайся от пьянства! И ты у себя увидишь Царство.
— Отрекаюсь от пьянства! — восклицают слушатели с поднятою рукою и поют молитву: «Богородице…»
[Псалом Пр. ц. Давида № 16.]
После пения молитвы Братец читает Псалом 16.
«Господи, услышь молитву мою и внемли воплю моему. От Твоего лица суд мне да изыдет.
Утверди шаги мои па путях Трезвых, да не колеблются стопы мои.
К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже. Яви дивную милость Твою.
Сохрани меня от пьянства, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрепи меня.
И я в правде Твоей буду взирать на лице Твое.
И буду насыщаться Трезвым образом Твоим во веки.
Аминь».
— Спасибо! — говорят слушатели и поют: «Богородице…» После пения Братец Иоанн говорит:
— Господь заповедал Адаму и Еве в раю, не вкушать от запрещенного древа. А Ева говорит: — Я ела. Так и теперь этим змеем соблазняют: «Я говорит, выпиваю понемножку и ничего».
А Апостол Павел говорит: не буду пить вина и есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата своего.
Но если кто будет говорить иное, хотя бы ангел, не верьте, да будет анафема.
Апостол Павел и себя не щадит, говоря:
«Не буду совсем прикасаться», и кто так обещает, тому легче с помощью Господа Иисуса Христа.
А то всём пробовали исцелять: тюрьмой, штрафами, кулаками, но ничего не могли сделать. Но Моя забота исцелить человечество от пьянства и расслабления.
— Спасибо Тебе, Дорогой Братец! — дружно сквозь слезы восклицают слушатели и поют молитву: «Богородице…»
После пения молитвы Братец говори!»
— Из нынешнего Евангелия мы видим: Христос заботился о расслабленных, но не о всех, только о тех, которые верили в слово Его.
— Спасибо! — восклицают слушатели.
[Кн. Пр. Ионы, гл. 1; 2; 3]
— Ещё напомню вам из книги пророка Ионы. Повторяется история.
«И было слово Господне к Ионе: «встань, иди в город Ниневию и проповедуй в нём».
И встал Иона, не послушал, убежал от лица Господня».
— И ты встал, убежал от Господа.
— Прости! — говорят слушатели.
«Нашёл корабль, отдал плату за провоз, чтобы плыть в город Фарсис.
Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться».
— И ныне Господь послал бурю. И корабли разве не разрушаются? И церковь рушится, никто в неё не верит. Все за то, что бежали от Господа.
— Прости! — говорят слушатели.
«И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь».
— А ныне разве не выбросили лишние тряпки?
Потому что, чем больше всего у нас, тем дальше мы от Бога.
— Прости! — говорят слушатели.
«Иона же спустился во внутренность корабля, спрятался и крепко заснул. И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему:
«Что ты спишь, храпишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем».
— И ныне начальники корабля, пробуждают и говорят: «Что ты спишь? — Иными словами, что ты храпишь?
Так и мы уснули, как это подходит к нам.
Зачем ты убежал от Господа? Зачем ты убежал к блуднице?
«Тогда корабельщики сказали ему: «Скажи нам, какое твоё занятие, и откуда идёшь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа?
И он сказал им: «я — Еврей, знаю Господа Бога, сотворившего море и сушу».
И устрашились те люди, что знающий Бога бежит от Бога, и стал пьянствовать.
И сказали ему: «для чего ты это сделал? Что бежишь от Бога?»
И сказали ему: «что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?»
Тогда Ионa сказал им: «возьмите меня и бросьте меня в море, — и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла эта великая буря».
—Я брошусь, и бросился пьянствовать, только бы остались семья и дети спокойные.
Это все оттого, что убежали от Господа, таковых выкидывают и из общины, и из партии, и говорят: «Нам не нужны пьяницы».
«И взяли Иону и бросили его в море; и утихло море».
— Чтобы не бегать от Господа и не грешить.
«И повелел Господь большому морскому зверю схватить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи».
— И Христос был три дня и три ночи, а ныне бывают по три месяца и по три года в тюрьме страдают и не раскаиваются в грехе своём. Не хотят проснуться, не хотят молиться, не хотят каяться, как Иона.
— Прости! — восклицают слушатели.
«Тогда помолился Иона из чрева кита: «Господи! Воззвал я в скорби моей, — и Ты услышишь меня: из чрева преисподней я возопил, — и Ты услышишь голос мой.
Ты вверг меня в глубину моря, и волны Твои проходят надо мною. Господи, отринут я от очей Твоих. И объяли меня воды, бездна заключила меня; морскою травою обвита голова моя.
Господи, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из этого ада.
Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Тебе, Господи, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего.
Господи, я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню».
— Ради обета, повелел Господь морскому киту, и он изверг Иону на сушу.
Так же ради обета и тебя сохранит Господь.
— Спасибо! — восклицают слушатели.
Второй раз посылает Господь: «встань, иди в город Ниневию -и проповедуй в ней, то, что Я повелел тебе».
— Приведи их к покаянию.
«И встал Иона и пошёл в Ниневию по слову Господню. И начал Иона ходить по городу, и проповедовал, говоря: «Ниневия будет разрушена!»
— Все хозяйство твоё будет разрушено.
«И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого до малого».
— Тогда до разрушения оделись во вретища, а ныне после разрушения постились во вретище.
«И слово дошло до царя Ниневии, — и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение и оделся во вретище и сел на пепле».
— А ныне царь сгорел на пепле за пьянство.
«И повелел провозгласить в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, ни ходили на пастбище, не пили.
И покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли» -от голода.
И теперь, кто не был одет в лохмотьях? Все тряпки побросали.
Но Ниневитяне добровольно оделись во вретище, и услышал их Господь, — но теперь три дня не вытерпеть: не закусывать и не выпивать.
«И увидел Бог, что они обратились и не пьянствуют, и пощадил их Бог от бедствия, о котором сказал».
— Пощадит и тебя, если ты дашь обет пред Господом.
Теперь говорят: «Не может быть, чтобы кит мог проглотить Иону, горло у кита узкое, что только рука пролезет. Но если бы было написано, что Иона кита проглотил, Я бы поверил Писанию.
Но мы знаем, что Ниневитяне постились и покаялись и жили после этого семьдесят лет.
Но теперь не постились, не одевались во вретище, но корабли строили, крепости укрепляли для войны. Но пришло на них крушение, всего лишились, и война истребила их.
Братец сходит с кафедры. У икон поют: «Богородице…»
[Братец Иоанн добавляет:]
После кратких молитв, Братец Иоанн повернувшись к слушателям, добавляет:
— Из нынешнего Евангелия мы видим, как строилось Царство Божие на земле.
И, правда, слова Иисуса Христа оправдались. Он говорил: Исполнилось время и приблизилось к вам Царствие Божие, и было Царство Христианское, тысячу лет существовало, но потом они убежали от лица Господа.
Они проповедовали Слово Божие, но они не исполняли его, и после этого запьянствовали, в карты заиграли.
Постарайтесь, чтобы и вас не постигла такая же история.
— Спаси, Господи! — просят слушатели.
— Поэтому Христос говорит: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его. Потому что они покаялись от проповеди Иониной и три дня не пили, не ели.
А когда пришёл Христос, то совсем отказались от вина. И в нашей семье, и в нашей общине, и в нашем государстве будет великая тишина, и тогда люди скажут: — Христос воскрес!
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют: «С нами Бог…»
Братец Иоанн отходит от икон, становится по ту сторону загородочки и слушатели под пение церковных молитв по одному подходят под благословение, которое продолжается около полутора часов, а то и больше.
[Вечерняя Беседа в столовой на 2-ом этаже.]
Народ в зале редеет, но есть слушатели и блюстители порядка из Трезвенников, а также многолетние Трезвенники, которые остаются ещё и на вечернем чаю и беседуют с Дорогим Братцем о сегодняшнем Евангелии. Они стоят до последней минуты в зале.
И вот, когда кончается благословение, Братцу Иоанну подают Библию; и Братец, держа Библию в левой руке у груди, проходит среди оставшихся Трезвенников по направлению к выходу. Братец вспотевший, утомленный. Зимою, в сильные морозы, на плечи Братца при выходе накрывают пуховую шаль.
Через час, на верху этого же помещения, т. е. этого дома, в столовой к собравшимся Трезвенникам человек в пятьдесят, выходит Братец Иоанн.
Все встают и поют молитву: «Отче наш…» После молитвы все садятся за стол. И за неимением места за столом, садятся во второй ряд и пьют чай. К чаю подан сахар, наколотый кусочками и булки нарезанные.
Во время чаепития многолетние Трезвенники беседуют с Братцем, задавая вопросы, на которые Братец поясняет из Священного Писания.
Чаепитие и собеседование продолжается час. После все встают и поют молитву: «Богородице…» И после пения подходят под благословение к Дорогому Братцу.
Во время благословения не поют, а поэтому каждый может лично обратиться с просьбою о своих скорбях и невзгодах.
И каждый уходит окрыленный, напитанный словом Божиим.
Вот такое святое время испытывали Трезвенники в общении с Братцем.

Добавить комментарий