Беседа
Господа Дорогого Братца Иоанна Самарского — Чурикова И.А.
30.05.1926 г. — 5 нпВп: «О Самарянке».
[5-я неделя после Великого поста].
Ссылки по тексту:
[Ев. от Ап. Иоанна Гл. 4 ст. 5-46.]
[Ев. от Ап. Иоанна Гл. 4 ст. 5-46.]
Взошед на кафедру и пропев со слушателями «Царю небесный…», Братец Иоанн сказал:
— Из нынешнего Евангелия мы видим, что Христос делал тогда, и что Он ныне делает.
Братец читает:
«Итак, приходит Иисус в город Самарийский, остановился и сел у колодезя Иакова. Тут приходит женщина из Самарии почерпнуть воды.
Иисус говорит ей: «Дай мне пить».
Такие случаи бывали и раньше. Моисей так же пришёл в землю Мадиамскую, у колодезя (Исход, гл,2, ст.15).
«Женщина самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не общаются, почитают их погаными».
Братец говорит: — Но Христос пришёл для того, чтобы очистить нечистых.
«Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий, Кто говорит тебе, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Но тогда самарянка не знала дара Божьего, и ныне, которые живут не по закону Христа, не знают дара Божьего. Самарянка привыкла ходить у колодезя, чтобы просватываться.
Мы видим из Писания: Иаков нашёл себе Рахиль у колодезя (Быт гл.29, ст.10-19). Моисей тоже нашёл себе жену Сепфору у колодезя в земле Мадиамской (Исход, гл.2, ст.15).
Записано: «Девицы черпали воду, чтобы напоить овец, а пастухи их обижали. Моисей разогнал пастухов, и сам помог напоить стадо».
«Женщина говорит Ему: «Господи! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок, откуда же у тебя вода живая?
Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сказал: «Сам из него пил, и дети его, и скот его.
Иисус сказал ей в ответ: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».
В настоящее время учение Христа и нам необходимо, как колодезь, чтоб почерпнуть, и кто жаждет, приходи и пей, т.е. теперь время жаркое. И кто будет пить, тот не будет жаждать.
Итак, предупреждаю: не плюйте в этот колодезь, ибо из него же придётся напиться.
«Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды».
Иисус говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего».
Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа».
Иисус говорит ей: «Правду ли ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей и тот которого ныне имеешь не муж тебе».
Иисус обличил женщину, которая приходила к колодезю просватываться.
Она думала и про Христа: «Вот бы был мой жених».
Но Христос говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».
Женщина говорит Ему: «Господин! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонились на этой горе».
Иисус говорит ей: «Поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу».
Вы не знаете, чему кланяетесь.
Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе, которые будут кланяться Правде. Их очень мало, но таковые люди тогда имели во всём успех, и в настоящее время, поклоняющиеся Правде и исполняющие её, наследуют царство.
«Женщина говорит Ему «Знаю, знаю, что придёт Мессия т.е. Христос Когда Он придёт, то возвестит нам всё».
Иисус говорит ей «Это Я, Который говорю с тобою».
Вот это Слово Иисуса, Оно говорит и с нами. Христос воскрес!
«Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала, не Он ли Христос?»
Изобличаемая женщина не обиделась на Иисуса, а фарисеи с архиереями разгневались и гнали Его.
Христос тогда привёл женщину к покаянию, и она скоро раскаялась. Но архиереи не раскаялись, наоборот, они обрядами своими заблуждали народ.
«Между тем, ученики Его, говорят: «Равви! Ешь».
Но Он сказал им: «У меня есть пища, которую вы не знаете. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его, как написано, что «не вы ли говорите, что ещё четыре месяца, как наступит жатва?», а Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на ни вы, как они побелели и поспели к жатве».
Иудейские города пожаты, а также, по Слову Иисуса, и христианские города пожинаются серпом. Тогда были орлы, а теперь серпы. В настоящее время праведника и исполнителя закона серп и огонь не прикоснётся, но грешников, как тогда, так и ныне вычистит.
Ибо в этом случае справедливо изречение: «Один сеет, а другой жнёт».
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились, и вы вошли в труд их, и получили награду.
— Спасибо!
И многие самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала, и что делал самарийский народ.
Хотя их язычники погаными считали», но они уверовали во Христа, потому что Он им правду сказал, и они Его признали Спасителем мира.
Так и ныне, те, которых считали последними людьми, они посредством слова Христа очистились и как самаряне говорят «Христос воскрес!».
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют Верую во Единого Бога…».
После пения Братец Иоанн говорит:
— Из Евангелия мы видим, что самарянка побеседовала со Христом, вспомнила, какие вдревле происходили события у колодезя.
Памятником оставлен колодезь Иакова. Так же и про Христа: как бы ни говорили, не писали про Него, но дела Его свидетельствуют колодезь Иакова. И он оставлен для верующего всякого: «Приходи и пей». И, утоливши жажду, люди скажут:
«Христос воскрес».
Если мы будем говорить о воскрешении Христова тела, нам никто не поверит, но никто не может спорить и отрицать, что ныне воскресло Христово дело.
Когда люди будут жить по Евангелию, они будут видеть, что делалось тогда, во дни Христа, и что ныне делается, и что будет делаться.
Поют «Святися, новый Иерусалим…».
После пения Братец говорит:
— Поэтому «Святися и просвещайся, новый Иерусалиме.
Христос воскрес!
За Иисусом пошли потому, что Он был, как человек. Он не показывал себя каким-то Творцом. А ты проповедуешь одно, а делаешь другое.
— Прости! говорят слушатели.
[Деяния Апостолов гл. 11.]
Ещё напомню вам Деяния Апостолов, глава 11:
«Сказал Апостол Пётр: Вспомнил я Слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
Иоанн Креститель крестил водою, а теперь повторяется: люди будут крещены Духом Святым, т.е. Словом Божьим.
Тогда крестил на воде, но они запьянствовали, а когда в человеке будет Слово Христа, он не будет грешить.
«Итак если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Иисуса Христа, то кто же может воспрепятствовать Богу?»
Выслушавши это, они сказали: «Видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».
Братец говорит:
— Видно и пьяницам Бог дал жизнь.
— Спасибо! Дал жизнь трезвую, — говорят слушатели.
Тогда думали, что язычникам и спасения нет. Но Христос пришёл к своим, а они Его выгнали. Пришлось идти к язычникам.
Братец читает:
«Были же некоторые Кипряне и Киринейцы, благовествующие Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу».
И такой народ был Трезвый. Христос смертию Своею за крепил царство на тысячу лет, и закон Его царствовал, и люди жили по закону Христа, а потом это царство стало обрядовое.
А поэтому мы будем бороться не с учением Христа, а со злоупотреблением.
«Тогда ученики положили каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее».
Нужно пособие разводить скот и ремонтировать сельскохозяйственные машины.
«И пославшее все собранное, распределили».
Вот как строился христианизм. Все люди жили заодно, а когда разделились, тогда и царство разделилось. И фабрики и сельскохозяйственные машины не помогают пьяницам. А если люди будут трезвые, то все будет на пользу и не будет бедноты.
Я так понимаю, у нас не должно быть бедных, только нужно исполнять закон и заповеди Христа.
Учителю первому нужно вкусить эти Христовы заповеди, и когда люди увидят это, тогда скажут: «Христос воскрес!»
И ныне так же, как апостолы по Евангелию ходят, с тарелкою собирают средства на храм, а бедных не собирают.
Апостолы собирали пособие и бедным давали. И ныне так же научились молиться богу, а делать то, чему учил Бог, не научились. А поэтому, предупреждаю, не плюйте в этот колодезь, ибо придётся из него воды напиться.
[Деяния Апостолов гл. 12.]
Братец читает из Деяний апостолов, глава 12:
«В то время и царь Ирод поднял руки на принадлежащих к христианской церкви, чтобы сделать им зло. Царь видел у христиан Трезвость и Социальность. И убил Иакова, брата Иоанна мечём».
Вот как строилось Божье царство.
«Царь Ирод, видя же, что это приятно иудеям, вслед за тем взял и Петра. Задержал его, посадив в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу и судить его на смерть».
Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь молилась о нём Богу.
В ту ночь Пётр спал между воинами, скованный двумя цепями. И вот, ангел Господень предстал, толкнув Петра в бок, пробудив его, и сказал: «Встань, надень одежду твою и иди за мною».
Пётр вышел и следовал за ним, думая, что видит видение.
И когда он, прошёл первую и вторую стражу, вдруг ангела не стало с ним. Тогда Пётр сказал: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня из рук царя Ирода».
Как сказано: «Мужи израильские! Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус Христос придёт таким же образом, т.е. учение Иисуса Христа придёт таким же образом, каким оно было прежде. Теперь будут проводить идею Христа и люди скажут: «Христос воскрес!»
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют «Приидите ко мне…».
После пения Братец говорит:
— Ангелы приходят и развязывают узы греховные, а дьявол спутывает преступлениями, пьянством, воровством и развратом.
Если бы вам пришёл в темницу человек и сказал бы: «Ты освобождаешься из темницы», — конечно бы ты такого человека назвал ангелом.
А если посадить в Темницу, то такого человека назовут дьяволом. А поэтому:
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства! — Братец Иоанн, взывает к отречению с поднятою рукою.
— Отрекаюсь от пьянства! — дружно восклицают слушатели и поют «Богородице…».
[Псалом Пр. ц. Давида № 150.]
После пения Братец читает Псалом 150. Псалом относится ко всём братьям меньшим:
«Я был Меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего.
Я пас овец отца моего.
Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтырь — он пел.
И кто возвестит Господу — сам Господь.
Сам услышал меня.
Он послал вестника Своего, т.е. Самуила, помазать меня елеем помазания Своего.
Братия мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них, т.е. прославить их.
Я вышел навстречу иноплеменнику или сказать кабатчику, и он проклял меня идолами своими. Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его и избавил сынов Израилевых от поношения
Аминь».
— Какое сходство! — говорит Братец Иоанн, — Тогда Давид избавил от ига филистимлянского, Христос от ига иудейского избавил. А ныне Тот же Христос избавляет от ига пьянства. Христос воскрес!
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют «Богородице…».
После пения Братец говорит:
— Воистину Дева Мария от чистоты родила чистоту — Христа Спаса, Который Своим учением, Словом Своим целил народ.
А от преступления рождаются преступники и их заживо едят черви, как царя Ирода. Покайся!
— Грешны! — отвечают слушатели.
Братец говорит:
— У кого нам поучиться? Неужели у тех развратных и пьяниц?
— У Тебя, Дорогой Братец! — говорят слушатели.
Братец говорит:
— Конечно, Я думаю, у Христа. И тот, кто, принял учение Христа, тот не думает о смерти. Он заживо из жизни перешёл в жизнь. Христос воскрес!
Поют «Христос воскресе…» и «Воскресенье Твоё, Христе Спасе…».
После пения Братец Иоанн говорит:
— Ангелы поют на высоте и нас сподобили славить Господа.
— Спасибо! — восклицают слушатели.
Братец говорит:
— Христос тогда пришёл и избавил пьяниц, и ныне Он приходит и избавляет. Этот сын был мёртв — ожил и воскрес! Пропадал и нашёлся. И если ты не веришь этому воскресению, которое видишь, то как ты можешь поверить в то воскресенье, которое ещё будет, ты противоречишь сам себе.
[Кн. Пр. Исаии гл. 55.]
Ещё напомню вам из Книги пророка Исаии, глава 55:
«Жаждущие! Идите все к водам тихим, даже и вы, у которых нет серебра, идите и пейте и ешьте, без серебра и без платы: для чего вам отвешивать серебро за то, что не насыщает?
Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком, т.е. Правдой Божьей. Приклоните ухо ваше и приходите ко мне, послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду и всему Израилю.
Вот Я дам его свидетелем для народов, вождём и наставником для народов.
Вот ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые Тебя не знали, поспешат к тебе, т.е. все язычники, ради Господа Бога твоего и ради Святого Израиля, ибо Он прославит вас на земле.
Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко, только пусть оставит нечестивый путь свой беззаконник и помыслы свои, и Он помилует его, ибо Он многомилостив», — говорит пророк.
«Мои мысли — не ваши мысли, — говорит Господь, — но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».
Как видите, Божьи пути выше человеческих.
«Как дождь и снег нисходят с неба и туда не возвращаются, но наполняют землю, так и Слово Моё, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняется. Для того Я послал его, чтобы оно исполнилось на нём».
Итак, вы выйдите с веселием, и будете провожаемы с миром, горы и холмы будут петь пред вами песнь и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис, вместо крапивы вырастет митр, вместо лжеца вырастет праведник, вместо пьяницы будет трезвенник.
— Отрекайся от пьянства!
— Помоги, Господи! говорят слушатели.
Братец говорит:
— В настоящее время безбожники смеются над пророками, но почему не смеются над фараоном? Так и над Христом смеются, а почему не смеются над царём Иродом? Не смеются над дочерьми Иродиады, которые в театрах представляются? Или родственники им?
Живи так, как Христос учит, а не так, как беззаконники учат и вместо пьяниц вырастет у вас трезвый народ.
— Спасибо! — говорят слушатели.
Братец сходит с кафедры, подходит к иконам и все поют «Богородице…».
[Братец Иоанн добавляет:]
После пения Братец читает несколько кратких молитв и за тем добавляет:
— Из нынешнего Евангелия мы видим: Христос пришёл к своим и свои Его не приняли, пришлось идти в город Самарийский, к язычникам.
Поэтому Его и назвали: «Ты Самарянин и бес в тебе». Но вот из таких то поганых Самарян, как их называли в то время, из мытарей и пьяниц устроилось царство.
Для того Христос пришёл к угнетенным, чтобы их вывести из рабства, ибо они работали только на кабатчика.
Но счастье и благополучие в жизни можно только получить от Господа Иисуса Христа. И кто погрузится в Слова Христа, у того укрепится тело и дело от расслабления.
Тогда, ради одной самарянки, уверовали многие, потому что иначе исходу не было. Так и ныне только через закон Евангельский наладится царство.
Колодезь Иакова оставлен как памятник. Из колодезя Иакова черпали многие. Из колодезя Христа черпали 1900 лет и нам остаток оставили.
Кто жаждет слова Христа — приходи и пей. Ты сам утолишь жажду и других напоишь.
Но те люди, которые по обряду только подражали Иакову, выходили к колодезю, суженных — ряженных глядели, они всуе верили.
Если мученикам и святым только молиться, а не жить их жизнью, то вера и молитва такового мертва.
А поэтому, вот ты отрезвился, не греши больше, дабы не случилось с тобою хуже.
— Спаси, Господи! — восклицают слушатели и поют «С нами Бог».
Слушатели подходят под благословление к благословляющей руке Братца Иоанна.

Добавить комментарий