Беседа
Господа Дорогого Братца Иоанна Самарского — Чурикова И.А.
22.05.1927 г. – 5 нпВп: «О Самарянке».
[5-я неделя после Великого поста].
Братец Иоанн вошёл в зал, прошёл к иконам и вместе с народом пропел молитву Господню: «Отче наш». Затем, взойдя на кафедру, ещё пропели молитву: «Царю Небесный…».
[Ев. от Ап. Иоанна Богослова гл. 4, ст. 1-42.]
После пропетой молитвы Братец Иоанн говорит:
— Нынешнее Евангелие от Иоанна, гл. 4, читается так: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Иисус более приобретает учеников — крестит, нежели Иоанн» Креститель, и потому встревожились.
«Тогда Он оставил Иудею и пошёл опять в Галилею» — языческую, которые и приняли Его.
«Итак, приходит Иисус в город Самарийский, остановился и сел у колодезя Иакова.
Тут приходит женщина из Самарии почерпнуть воды.
Иисус говорит ей: дай Мне пить».
Такие случаи бывали при Ветхом Завете, и Моисей пришёл в землю Мадиамскую и сел у колодезя (Исход 2, 15).
«Женщина самарянка говорит Ему: как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». — Почитают их погаными.
«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Тогда не знала дара Божия и ныне.
«Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». И ныне, кто жаждет, приходи.
«Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди позови мужа твоего.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе.
Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты — Пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу» — в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе, которые будут поклоняться Правде.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою».
Христос Воскрес!
Вот Он говорит с нами.
«Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?»
Изобличённая женщина не обиделась на Иисуса, а фарисеи и архиереи разгневались и гнали Его.
Ныне Евангелие напоминает о женщине самарянке.
И если бы только было написано о ней, то оно не имело бы силы, но это говорится и о нынешних женщинах неверующих.
Чрез неё весь город уверовал, и это написано для того, чтобы и ныне чрез нас уверовали.
В то время женщина пришла к колодезю Иакова, он был глубок.
Придётся и нам обратиться туда, иначе исхода нет, как только уверовать в Евангелие — Черпали из него воду 1900 лет, колодезь глубок, из него пили и нам оставили.
Кто жаждет, приходи ко Мне и пей, и у того, как сказано в Писании, потекут реки воды живой.
И ныне приходи и пей слова Спасения.
Ведь мытари, пьяницы были, как мы, и пили, и многие утолили жажду и напоили других. И мы почерпнем, утолим жажду и напоим других.
К колодцу ходили встретить — найти суженого, ряженого, и даже на святках из палочек делают колодец и гадают о женихах.
Это было суеверие, но мы не в суе верим, — т. е. не напрасно.
Вот ведь некоторые пили из этого колодца и стали трезвыми. Это не суеверие, не напрасно уверовали, а то люди говорят: «Это суеверие».
Нет, в этом надо разбираться: я стал трезвый, значит не напрасно уверовал.
Будут поклоняться в правде, таких поклонников ищет Отец Небесный, которые бы поклонялись в духе и правде Евангелия.
А теперь нет таких поклонников, но ложь и ложь.
Нет, ты научись сам веровать в Евангелие, и другие через тебя уверуют. Он пришёл, — т. е. Слово Его пришло, значит Христос воскрес!
Далее Братец Иоанн читает:
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Как написано. «Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве».
Иудейские города пожаты, а также по слову Христа и Христианские пожинаются серпом.
Жнущий получает награду и собирает плод (трезвый) в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут.»
Христос Воскрес!
— Воистину Воскрес! — отвечают слушатели.
— Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт».
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их». И получили награду.
«И многие Самаряне из города того уверовали в Него, по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала».
И что делал Самарянский народ: «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» — Говорил нам правду.
Поют: «Верую во Единого Бога».
После пения Братец Иоанн говорит:
— Из нынешнего Евангелия мы видим: Христос пришёл в город Самарийский, Он и ныне приходит, особенно в тяжелое время.
Итак, предупреждаю, не плюйте в этот колодезь, придётся в скорбях напиться.
Когда скорби, не знаешь за чтобы ухватиться.
Апостолы пили, и из них текла такая же вода, и такие пьяницы, как вы, получили трезвую жизнь.
Их жгли, убивали, но чем больше мучили, тем больше распространялось.
Но теперь этого не будет, а то скажут, что гонят, как жиды в то время.
Кровь Христа нас защищает.
Евангелие написано, чтобы осудить лжецов.
Везде ищут Христа, спор о Нём: одни говорят — на небе, другие говорят: Его вовсе нет, а Он говорит: «Где двое, трое собраны во имя Моё, там Я».
И где Он бывает, там оставляет следы Своего исцеления.
Нивы побелели чрез пьянство.
Тогда расправились с иудейскими лицемерами римские штыки, а ныне с христианскими — серпы.
А кто владеет серпом?
Народ. И народ сам расправится с пьянством, уверует в Евангелие, и чрез это устроится царство.
Говорит Христос: Кто жаждет, приходи ко Мне и пей.
И таких, таких как вы (такие же были пьяницы!). Он напоил, и чрез них потекли реки воды живой и напоили весь мир.
Одной обрядностью не спасёшь.
Надо такой воды, которою Христос поил в то время, и Апостолы ныне живут среди народа.
И ныне таковые люди будут жить вечно, надо напоить, особенно в такое жаркое время!
— Ещё напомню вам, — говорит Братец Иоанн, — Деяния Апостолов, гл. 11:
«Услышали Апостолы и братия, что и язычники приняли Слово Божие.
И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно опускалось ко мне.
Я посмотрел в него, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
И услышал я голос, говорящий мне: встань, Пётр, заколи и ешь.
Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
Тогда отвечал мне голос с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды.
И вот, в тот самый час три человека стали пред домом. Дух сказал мне, чтобы я шёл с ними. Пошли со мною и сии шесть братьев.
Он рассказал, как он видел Ангела, и сказал ему: призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасёшься ты и весь дом твой. Тогда вспомнил я слово Господа, — сказал Пётр, — как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». — Вот деяния Апостолов: повторить Словом Святым.
Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Иисуса Христа, то кто же может воспрепятствовать Богу?
Выслушавши это, они сказали: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».
Видно, и пьяницам Бог дал жизнь.
«Между тем рассеявшиеся от гонения, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев.
Были же некоторые из них Киприяне и Киринейцы, которые пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу». И такой народ был трезвый.
И приходило довольно много народа к Господу.
Савл и Варнава пришли в Антиохию.
Целый год собирались в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами и Трезвенниками.
В те дни пришли из Иерусалима Пророки — или сказать проповедники.
Один из них именем Агав, встав, предвозвестил, что по всей Вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее.
Нужно пособие: разводить скот и ремонтировать сельскохозяйственные Машины. И пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла. Все собранное распределяли, вот как строился христианизм.
Далее Братец Иоанн читает гл. 12:
«В то время царь Ирод поднял руки на принадлежащих к христианской церкви, чтобы сделать им зло».
Царь видел у христиан Трезвость и социальность. — «И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом».
Вот как строилось Божие Царство.
«Царь Ирод, видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу». — И осудить его на смерть.
«Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь молилась о нём Богу.
В ту ночь Пётр спал между воинами, скованный двумя цепями. И вот, Ангел Господень предстал, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань, надень одежду твою и иди за мною.
Пётр вышел и следовал за ним, думая, что видит видение, и когда он, прошедши первую и вторую стражу, и вдруг Ангела не стало с ним.
Тогда Пётр сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки царя Ирода». — Теперь буду проводить идею Христа.
«Пётр, осмотревшись, пришёл к дому Марии, где многие ученики собрались и молились. Когда же Пётр постучался у ворот, то вышла служанка, именем Рода; и, узнавши голос Петра, от радости не отворила ворот, объявила, что Пётр стоит у ворот.
А те сказали: в своём ли ты уме? Но она утверждала Своё. Они же тогда говорили: это Ангел его». — Рода говорит правду, а её называют безумною.
«Между тем Пётр продолжал стучать». — Вот и доныне стучит.
«Когда же отворили, то увидели его и изумились». — И доныне удивляются.
«Он же, дав знак рукою, рассказал им, как Господь вывел его из темницы и сказал: уведомьте о сём Иакова и братьев». — Вот ныне Пётр и вся братия уведомляют, что делалось тогда и что делается ныне
— Христос Воскрес!
«Царь же Ирод, поискав его и не нашед, судил стражей и велел казнить. Царь Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; склонивших на свою сторону Власта, постельника царского». — Убедили его сделаться Христовым Трезвенником.
«Когда Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним». — То есть против социальности, против учения Иисуса, против Апостола Трезвости.
«А народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу, и он, быв изъеден заживо червями, умер».
Ныне таких же чревоугодников, развратных пьяниц заживо съедают черви.
Отрекайся от пьянства!
Отрекайся от пьянства!
Отрекайся от пьянства! — взывает Дорогой Братец с поднятою рукою.
— Отрекаюсь от пьянства! — три раза восклицают слушатели также с поднятыми руками.
Поют: «Богородице».
После пропетой молитвы Братец Иоанн читает Псалом 60-й:
«Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе, возведи меня на скалу для трезвой жизни. Ибо Ты, Господи, прибежище моё, крепкая защита от врага — пьянства.
Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих. Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие — трезвую жизнь.
Да Пребуду я вечно пред Тобою. И я буду петь имени Твоему и во век буду исполнять трезвые обеты мои и всякий день буду прославлять имя Твоё во веки.
Аминь».
— Спасибо! — говорят слушатели и поют: «Богородице».
После пения Братец Иоанн в заключение читает из Пророка Исайи, 54 и 55-ю главы:
«Возвеселись неплодная, не рождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих, пусти длинные верви твои; и утверди колья твои, — для палаток твоих,
— ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твоё завладеет народами и населит опустошенные города.
Не бойся, ибо ты не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей.
Ибо твой Творец есть супруг твой; ибо как жену, оставленную и скорбящую Духом, призывает тебя Господь, ты была отвержена.
На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.
В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Моё на время, но вечною милостью помилую тебя, — говорит Искупитель твой Господь.
Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. И простить тебя.
Горы сдвинутся; и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, это говорит милующий тебя Господь.
Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров,
и сделаю окна твои из рубинов и ограду твою сделаю — из драгоценных камней.
Если спросят: из каких?
И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. — Через трезвую жизнь.
Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.
Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя — падёт.
Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие.
Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, это есть оправдание их от Меня, говорит Господь.
Глава 55:
«Так говорит Господь: жаждующие! Идите все к водам тихим; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; без серебра и без платы.
Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое Своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком». — То есть правдой Божией.
«Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте; и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду и всему Израилю.
Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам.
Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе, — т. е. язычники,
ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя на земле.
Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
Только пусть оставит нечестивый путь свой и беззаконник; помыслы свои; и Он помилует его, ибо Он многомилостив, — говорит Пророк.
Мои мысли — не ваши мысли, говорит Господь.
Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». — Как видите, Божии пути выше человеческих.
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напоят землю, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняется то, для чего Я послал его». — Чтобы оно исполнилось на нас.
Вместо терновника вырастает кипарис; вместо крапивы возрастает мирт. — Вместо лжеца вырастает праведник, вместо пьяницы будет трезвенник.
Отрекайся от пьянства!
— Отрекаемся!
— Спасибо Тебе, Дорогой Братец! — восклицают слушатели.
Братец Иоанн сходит с кафедры, подходит к иконам, и все поют:
«Богородице» и «Небесных воинств».
После пения Дорогой Братец читает несколько кратких молитв и затем, обращаясь лицом к слушателям, добавляет:
— Из нынешнего Евангелия мы видим: одна женщина самарянка почерпнула из источника Иисуса Христа, из колодца — сама напилась и весь город возмутила. Это даёт нам пример: который вкусил из этого источника, тот сам трезвый стал и город возмутил, — я теперь не пью.
Что было тогда, то и ныне есть.
Таким путём можем укрепить разрушенный мир.
Посмотрите на нивы, как они побелели от пьянства, побледнели.
И ныне серп пожинает.
Так жить нельзя, и теперь этого не будет.
Невозможно жить роскошно и пьяно, пьяницам нет места, а трезвые они устраивались тогда и ныне устроятся и скажут:
Христос Воскрес!
— Воистину Воскрес! — отвечают слушатели и поют: «Христос воскресе» и другие пасхальные песнопения и подходят под благословение к благословляющей руке Дорогого Братца Иоанна.
(За 22 мая 1927 года сохранилась запись сказанного за вечерним чаем: Скорби человека прославляют).

Добавить комментарий