Беседа
Господа Дорогого Братца Иоанна Самарского — Чурикова И.А.
14.03.1926 г. — Прощеное воскресение: «О милостыне, молитве и посте».
4-я подготовительная неделя к Великому посту, неполная — 1 день, в воскресение; с понедельника первая неполная неделя Великого поста, — 6-ть дней.
Ссылки по тексту:
[Ев. от Ап. Матфея гл. 6, ст.1-34.]
[Посл. Ап. Павла к Евреям гл. 12.]
[Ев. от Ап. Матфея гл. 6, ст.1-34.]
Взошев на кафедру и пропев со слушателями молитву «Царю Небесный…», Братец Иоанн сказал:
— Ныне из Евангелия мы видим, как Христос учил и предупреждал всех, и сказал: «Итак, смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, с тем, чтобы видели вас люди, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного». Фарисей давал десятую часть, но не получил награды от Господа.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою.
Иудейские цари, священники и церковники трубили о своей милостыне и получили награду свою. Не повезло им в жизни от молитвы. Римские штыки выгнали их вон из Иерусалима.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
И, по слову Христа, они молились тайно, потому что их преследовали за учение Христа, а Господь, видя их молитву втайне, воздал им явно. Первое христианство получили фарисейскую и архиерейскую землю явно, это не тайна. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц молиться, но без дел молитва легче пустоты. Молиться, чтобы показаться пред людьми.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. За лицемерные молитвы выгнали их вон. Лицемерие всегда люди ненавидели, почему? Потому что, если ты будешь молиться, а от разврата и пьянства не исцелишься, кто тебе поверит?
«А ты же, когда молишься, войди в комнату твою, помолись Отцу твоему, который в тайне, и Отец твой видящий тайное воздаст тебе явно. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны».
Нет! Один вздох справедливого человека доходит до Господа, а не многословие.
«Не уподобляйтесь язычникам, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах, т.е. учение на высоте, да придёт Царствие Твоё, да будет Твоя и на земле, как на небе».
Когда царствовало учение Христа в народе, у них ничего не было своего, а у всех было одно целое. Вот как это было в обществе первых христиан. Никто ничего не считал своим, а все было общее. И это общество было сплочено как кучка земли.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
Сколько ты простишь, столько и тебе простят. И Я вас прошу Меня простить а то молитва моя будет в преткновение.
— Нас прости, Дорогой Братец! — дружно, через слезы, просят слушатели.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, ибо Твоё есть царство и Твоя сила и слава во веки. Аминь».
Христос царствовал тогда, Он и ныне царствует в сердцах народа. Ибо Христос днесь, вчера и во веки Тот же.
«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям. согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
«Также когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».
Истинно говорю вам, что они уже получают награду от Отца Небесного, выгнаны из Иерусалима.
«А ты когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайны, воздаст тебе просимое явно».
И тобою люди будут удивляться: «Как это ты получаешь просимое?»
— Спасибо! — говорят слушатели.
«Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе».
Как это? На небо лететь? Нет, это учение Христа, выше которого нет ничего. И которое моль и ржа не истребляют, и где не подкапывают и не крадут.
Никто не может служить двум господам. Или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть.
«Не можете служить Богу и мамоне, т.е. богатому будешь служить и кланяться, бедного гнать».
Не можете служить Богу и капиталу. Но едва ли найдёшь, кто бы служил Богу, а все служат капиталу:
— Прости! — восклицают слушатели.
Братец говорит:
— Я никогда не верил и не служил капиталу. Но верю Христу и по вере получил и получаю. Для того вам говорю, чтобы и вы были счастливы и жили по закону, и шли по Христову пути.
— Спасибо! Помолись! — говорят слушатели.
«Посему говорю вам, не заботьтесь для души вашей, что вам есть, и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»
Как видится, заботились о пище, а Христос им говорит о строении Царства.
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницу, и Отец наш небесный питает их».
Вы гораздо лучше их! И об одежде что заботитесь?
Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них.
Если же траву полевую так одевают, то кольми паче вас, Маловеры. Раньше люди фабрик не имели, а как-то одевались, а теперь при фабриках есть люди раздетые и разутые.
Почему? Да ты пьянствуешь.
— Прости! — говорят слушатели.
А поэтому мы видим людей в Соломоновой позолоченной одежде: пошли в огонь из Иерусалима.
Но когда ты будешь исполнять закон, то к тебе будет сожаление от Творца Природы, и тебя будут любить так, как и меня любят.
— Дай, Господи! — просят слушатели.
«Итак, не заботьтесь, и не говорите, что нам есть, или что пить? Потому что всего этого ищут язычники. Мы оказались язычниками.
— Прости! — говорят слушатели.
Апостолы поверили в учение Иисуса Христа, раздетыми не ходили. Они трудились, и от трудов своих доставали себе про- питание. А если бы им дать по тысяче рублей, они бы успели их пропить. А Христос им не велел брать ни сумы, ни денег в поясы: «Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его, и это всё приложится вам».
Первому христианству все приложилось, ради Евангелия они получили иудейские города, фарисейскую и архиерейскую земли.
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём. Довольно для каждого дня своей заботы»
Братец говорит:
— Исполнилось время, по Слову Христа пришли дни, ныне. заботятся о бедных.
Поют «Верую во единого Бога…»
После пения Братец говорит:
— Кто исполнял закон Христа и Слово Его, те получили царство, а кто не принимал Слово Его, те лишились царства.
В настоящее время точно таким же скорбящим, как и тем, далась земля, но они запьянствовали. Почему? Да они не подготовлены были Иисусом Христом, а тот народ был подготовлен.
Они тогда к Иоанну Крестителю пришли и крестились, и завладели римскою землёю и царствовали с законом Христа.
А теперь что творится на крестинах? Плясь, грязь. Поэтому справедливо осмеивают безбожники христиан по их делам. Нужно нам об этом говорить?
— Нужно, — отвечают слушатели.
— Нужно, — говорит Братец, — чтобы поправить жизнь.
Христос говорит: «Горе вам, смеющиеся, ибо вы восплачете.» Горе получилось, когда их погнали из Иерусалима.
Для того все это записано, чтобы мы прочитали и все вспомнили. А поэтому, ищите прежде всего Царства Евангелия, а всё остальное приложится вам.
Поют «Придите ко Мне…».
Первые христиане верили, что Христос придёт со славою судить мертвых и живых, и мы видим: слава пришла, что Христос делал тогда, то и ныне делает. Какой суд был во дни иудейские, такой суд и во дни христианства, со славою Христос судит.
Теперь бы сказали: «Нас за Христа гонят». Нет, за лицемерие. Не живи чужим трудом, и тебя не прогонят. По делам узнаете, в ком был Бог, а в ком дьявол. Во славу Христа, больные исцеляются, хромые ходят.
— Спасибо! говорят слушатели.
Поют «С нами Бог…»
После пения Братец Иоанн говорит:
— У Христа престол был из славы. Многие владели престолами: у кого престол был каменный, у кого деревянный, а у Христа престол из славы, потому что Он победил зло.
А тебя побеждает сороковка, и ты за неё сражаешься, а за преступление горой стоишь.
— Прости, — говорят слушатели.
Что тебе препятствует побороть свои привычки, чтобы сесть и тебе со славою Христа на престоле своём?
Трудно тебе идти против имени Христа. С именем Иисуса Христа тогда люди имели силу побороть все преступления
Поют «Приидите ко мне…»
После пения Братец Иоанн говорит:
— Напомнил вам Евангелие о посте и молитве, но пост без молитвы мёртв и молитва без дел легче пустоты.
По молитве мы похожи на тех фарисейских молитвенников которые подолгу молились, но не похожи по делам на Христа и учеников Его.
— Прости, — просят слушатели.
Молитвенников тогда было много, но целителей мало для того все это написано, чтобы нам получить закваску Христову, и похвалиться тем, что ты получил по вере в слово Его.
— Спасибо! — говорят слушатели и поют: «Приидите ко мне…».
[Посл. Ап. Павла к Евреям гл. 12.]
После пения Братец говорит:
Ещё напомню вам из Послания апостола Павла к Евреям, из главы 12:
«Мы ныне, имея вокруг себя такое облако свидетелей праведных, свергнем с себя всякое бремя пьянства, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест и посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Помыслите о претерпевшем такое поругание от грешников, т. е. от пьяниц, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть. Который никому никакой царапины не сделал, а завоевал все. За то, что Он учил, и делал, и претерпел до конца,
а вы ещё не до конца сражались, подвизаясь против греха, т.е. против пьянства»
— Прости! — восклицают слушатели.
Ты ещё не воевал против греха, какая тебе честь? Научись сражаться против пьянства и разврата, и ты получишь себе честь.
— Помолись! — говорят слушатели.
Братец читает:
«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам».
«Не унывай, когда Он обличит тебя, ибо Господь кого любит, того наказывает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами
Ибо есть такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, то вы и не сыны.
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями, и боялись их — то не гораздо ли более должны покориться Отцу Небесному, чтобы жить счастливыми на земле.
Если мы иногда наказываемся — это для того, чтобы тебе придти ко Христу. Но ты говоришь: «А как все-то живут?»
Мало ли, как все живут. Но Я не согласен жить так, как все живут, а Я хочу выделиться. Поэтому не нужно верить миру, а лучше верить одному Богу, и тем, которые живут по закону Его.
— Помолись, Дорогой Братец! — говорят слушатели. Братец продолжает читать.
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после доставляет мирный плод. Итак, укрепляйте опустившиеся руки и ослабевшие колена, и ходите прямо ногами вашими. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень не причинил вреда, и чтобы им не осквернились, в особенности в праздники».
Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь лишился от своего первородства. Так через пьянство и блудницу лишаются хозяйства.
— Прости! говорят слушатели.
Ибо вы знаете, что после того, он желал наследовать благословение, был отвержен, и не мог упросить отца, хотя и про сил о том со слезами. Так лишались цари и первосвященники первородства.
«Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не трубному звуку и гласу, который, слышавши, просили, чтобы не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть».
Тогда было столь ужасно, что и Моисей сказал: «Я в страхе трепете». А разве вы не трепетали от огня? Вы разве не трепетали, когда народ страдал от голода.
— Трепетали! — говорят слушатели.
«Но вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, одни приняли Слово, и из них устроилось царство, а другие отвергли Слово и Закон Христа -лишились царства.»
«Вы приступили к тьмам ангелов, к торжествующему собору. Вы приступили к Судии всех — Богу, и вы приступили к духам праведников достигших совершенства, и мучеников за Христа».
«Вы приступили и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления лучше, нежели Авелева».
Смотрите, не отвратитесь от говорящего. Если те, не по слушавши Глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего вам Иисуса Христа, глас Которого поколебал землю.
Ныне дал такое обещание: ещё раз поколеблю не только землю, но и небо.
Ныне мы видим поколебались земные и небесные законы. Все поколебались, и в этом колебании люди взыщут Слово Христа, и будут сынами Господа Иисуса Христа.
Итак, мы, приемля Царство непоколебимое, будем хранить его. И будем служить Богу, с благоговением и страхом, и с Трезвостью. Раньше служили кабатчику, а теперь будем служить Господу и Христу. Ведь Он ничего не требует от тебя, да же и пяточка.
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства!
— Отрекайся от пьянства! — Братец делает призыв с поднятою рукою.
— Отрекаюсь от пьянства! — восклицают слушатели, подняв руку, и поют «Богородице…».
[Псалом Пр. ц. Давида № 27.]
После пения молитвы Братец читает Псалом 27:
«Господи! К Тебе взываю, твердыня моя, не будь безмолвен для меня. Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, Господи! Не погуби меня с нечестивыми пьяницами и с делающими неправду.
Благословен Ты, Господи, ибо Ты услышал голос молений моих и ещё, прошу Тебя: спаси народ Твой от пьянства и благослови их начать новую, трезвую жизнь во веки.
Аминь».
— Спасибо! — говорят слушатели и поют «Богородице…».
После пения Братец говорит:
— Вот какого Спаса родила Дева Мария. Не было такого Спасителя, как Христос. Никому никакой царапины не сделал, а Сам пострадал и все завоевал. И дал нам пример, чтобы и мы пострадали и всё завоевали. А поэтому мы должны быть такими, как Он.
Потому что Бог наш есть огонь поедающий, т.е. пришло время, огнём всю скверну очищающий. Поэтому, все мы должны быть такими, как Он. И этим мы одержим победу. Лучше тысяча трезвенников, нежели тьма пьяниц.
Поют «Блажен муж…».
[Кн. Пр. Наума гл. 1.]
После пения Братец говорит:
— Ещё напомню вам из Книги пророка Наума, главы 1-3:
Глава 1.
«Вот пророчество о Ниневии: Господь есть Бог ревнитель. Господь страшен в гневе Своём, мстит врагам своим, и не пощадит противников Своих».
Как видите, преступникам не было пощады тогда, так и ныне, как написано: «Господь не оставляет без наказания в вихре и в буре шествие Господа».
Горы трясутся пред Ним, т.е. цари и холмы тают, т.е. мудрецы и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная, и все живущие в ней, затрепещут. Не трепещут ли? Тогда и ныне.
«Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?»
Гнев Его разливается, как огонь.
Всепотопляющим наводнением разрушит до основания город Ниневию, и врагов Его постигнет мрак, ибо сплетшиеся между собою, как терновник и упившиеся вином пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома огнём. Не горят ли? Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут.
«А о тебе, царь Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем.
Истреблю истуканы и кумиры, приготовлю тебе в нём могилу. Празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый, т.е., он совсем уничтожен».
[Кн. Пр. Наума гл. 2.]
Глава 2
«Поднимается на тебя разрушитель Охраняй твердыни, стереги дорогу; укрепи чресла, собирайся с силами, чтобы тебе Трезвиться».
— Дай силы, — просят слушатели.
Вот речные ворота отворяются, и дворец царский разрушается. Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, и тает сердце, колена трясутся, и лица у всех потемнели.
«Где теперь логовище львов, и где то пастбище для львёнков, по которому ходил и лев. Вот, Я на тебя, лев, — говорит Господь, — и сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрёт львёнков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышен голос послов твоих».
Значит, у льва послы были?
[Кн. Пр. Наума гл. 3.]
Глава 3
Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нём грабительство. Слышно хлопанье бича.
Слышно ржание коней, и слышен грохот колесницы. Видишь — несется конница, сверкает меч и блестят копья.
Видишь — убитых множество и груды трупов. Нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это за многие блудодеяния их.
Вот, Я на тебя! — говорит Господь, — и подниму на лицо твоё края одежды твоей, и покажу народам наготу твою, и царствам срамоту твою. И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на позор пред всем народом. И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: «Разорена страна Ниневия! Кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя? Пожрёт тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя, как гусеница. Купцов у тебя более было, нежели звезд на небе, но эта саранча рассеется и улетит».
По Писанию с кабатчиками полетели. Князья твои, как саранча, и военачальники твои, как рой мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдёт солнце, то разлетаются, и не узнаешь места, где они были, а узнаете, и их места нет.
Спят пастыри твои, царь Ассирийский, народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его, нет их.
«Нет врачевства для раны твоей. Все, услышавшие о тебе, будут рукоплескать о тебе».
По Писанию не рукоплещут ли? Суд совершился по Писанию, чтоб остаток пришёл к покаянию.
— Спасибо! — говорят слушатели.
Братец Иоанн сходит с кафедры, подходит к иконам и все поют «Богородице…».
После пения молитвы Братец читает краткие молитвы и по том, повернувшись лицом к слушателям, добавляет:
— Нынешнее Евангелие напоминает нам о посте и молитве.
Но пост без молитв мёртв, и молитва без дел легче пустоты.
Если нам трудно понять о посте священном, то наука подтверждает пользу воздержания, только она признает не пост, а поголодать. Но Я скажу: если ты будешь голодать, то твой ум будет тосковать о пище.
А если ты будешь поститься во имя Бога, то Дух будет окрыляться о том, что желудок твой очищается, и Христос исцелит тебя. Христос исцеляет тех людей, которые выполняют Его Слово. Те тогда исцелялись и ныне освобождаются от своих болезней. Поэтому и Я вам предлагаю денёк, два, три попоститься и тогда твой желудок очистится, и ты будешь здоров.
Вместо сорока дней Христова поста, ты три денечка попостись, и эти три денечка рабочему человеку заменяются за сорокадневный пост. Без поста нет победы над пороками. Но при посте нужны и дела. Люди при посте достигали высшей цели, и ты достигнешь.
Сорочку мы меняем для тела, а пищу переменяем для того, чтобы нам произвести дезинфекцию, переменить кровь свою. Ведь земля и та отдыхает, т.е. постится, а зато весною какие ароматные цветы бывают. Правда, и осенью бывают цветы красивые, пышнее весенних, но они без аромата.
А поэтому, советую вам попоститься. Люди, которые соблюдали посты, жили лучше тех, кто не признавал посты и воздержание.
Если ты будешь поститься и трезвиться, ты всегда будешь победителем своих дурных привычек.
— Спасибо! — говорят слушатели и поют «С нами Бог…».
И слушатели под пение молитв подходят под благословение к Дорогому Братцу Иоанну.
Вторая добавочка:
[О посте.]
Братец Иоанн говорит:
— Ныне Евангелие нам напоминает о посте и молитве. Пост не фарисейский но такой, который переменил бы нашу кровь: кто ел мясо, из мяса, из рыбьего мяса. А поэтому, чтобы не завелись бациллы, нам нужно её переменить, всё равно как сорочку. Ты её всегда не можешь носить, там заведутся насекомые. Так, от перемены пищи, у нас кровь переменяется: из хлеба, капусты, одним словом из всего, что есть растительное, делается другая кровь.
А поэтому, кто соблюдает пост, да кроме того, денёк, два, три попостится во исцеление, к тем никогда не пристают никакие болезни и заболевания. Но у нас никогда не постились, а пять, шесть, десять раз кушали в день. А поэтому, от переедания появляются черви в желудке, глисты. Но с переменой пищи всякие червяки исчезают.
Простите Меня за выражение.
Есть люди и безбожные, и то они бывают крепче, чем те, богатые, которые раньше кушали, утучняли себя. Мы видим: у них и ноги не гнулись. для них были пристроены подъемные машины: на извозчика сесть не могли, потому что ноги их не слушались.
Но люди постящиеся, они быстрее, хоть и тонкие, но звонкие.
Так говорю вам, попоститесь три денечка. Желудок ваш опорожнится, все бактерии сгорят, и у вас будет аппетит хороший. Три денечка на первой неделе в пятницу, на четвертой неделе в пятницу и на седьмой страстной неделе в пятницу. И эти три дня тебе, рабочему человеку, заменяют сорокадневный Христов пост.
Я на вас это не как епитимью накладываю, а советую. Этот пост для сохранения вашего здоровья. В течение шести, семи недель от растительной пищи вы почувствуете перемену в крови, и это будет врачеванием вашим. Нисколько человек от поста не похудеет, а, наоборот, он быстрее будет.
Мне уже под семьдесят лет, но кажется Я быстрее вас и не хуже вас.
Закон был установлен Моисеем, где говорится: «За несоблюдение его, от обжорства заведутся все египетские болезни. От развратной жизни носы проваливаются».
Но когда человек будет вести воздержную жизнь, у него тело будет чисто, глаз его светлый и ухо звонкое до старости. Для того все это записано и оставлено, чтобы тебе быть здоровым. Все трезвенники будут поститься в эти дни.
Я вам не налагаю, но добровольно нужно поститься. Кто ведёт разгульную жизнь, в один день все прокутят, а на второй и есть нечего, он и тоскует об этом. Так не настолько человек есть хочет, как он тоскует о пище. Половину дня попостятся, а потом коровой заревет: «Ай, есть хочу!» Но когда человек попостится во имя Бога, Господь во всём пошлёт успех.
Посты установлены не для скопления молока и масла и яиц, а для скопления твоего здоровья. Я сам испытал целебную силу поста и тебе советую.
Итак, соблюдай закон Иисуса Христа, и ты будешь здоров. И увидят тебя люди и скажут; «Христос воскрес!»
— Воистину воскрес! — отвечают слушатели и поют «С нами Бог…».
(Беседа Братца Иоанна записана двумя слушателями, но соль Братца та же только один записал более распространённее а другой сокращенно — это добавочка второго автора).

Добавить комментарий