Беседа
Господа Дорого Братца Иоанна Самарского – Чурикова Иоанна Алексеевича.
07.06.1909 г. – 3 нпнП: «Не собирайте себе сокровище на земле».
[3-я неделя после недели Пятидесятницы].
[Ев. от Ап. Матфея гл.6 ст. 19-33.]
[Кн. Пр. Малахии гл.3, ст.1-18.]
Напечатано 22 июня 1909г. (Нов. Русь. № 168).
«Не собирайте себе сокровище на земле»
Когда зал был весь битком набит (мне сказали, что каждый раз на Беседе бывает до 1500-2000 человек) служители с красными; воротниками (они называются швейцарами) попросили публику расступиться вдоль зала от входной двери до противоположной стены и по образовавшемуся коридору сначала прошёл хор девушек, а потом через несколько минут — Братец Иоанн, человек среднего роста, с длинной бородой и с длинными волосами, в шёлковой голубого цвета рубашке до колен, подпоясанный поясом из широкой цветной тесьмы, с белым перламутровым крестом на груди, висящим на красной ленте и в высоких лакированных сапогах. Войдя в дверь, он сказал:
— Здравствуйте, братья!
И те, которые стояли близ двери, ответили ему:
— Здравствуй, Дорогой Братец!
По мере того, как Братец Иоанн шёл по длинному залу (шёл он быстро) те, мимо которых он проходил, повторяли:
— Здравствуй, Дорогой Братец!
— Здравствуй, Дорогой Братец!
Так, что это приветствие следом шло за тем, к кому оно относилось до тех пор, пока он не дошёл до икон, пред которыми он стал креститься и кланяться, а хор и все присутствовавшие запели «Отче наш»…
Затем Братец Иоанн взошёл на кафедру и сказал:
— Здравствуйте, братья и сёстры!
И все опять, но уже дружно и потому сильно и громко ответили ему:
— Здравствуй, Дорогой Братец!
После этого была пропета другая молитва «Царю небесный»….
И Братец начал беседу.
* * *
Надо заметить, что согласно распоряжению начальства, каждый раз перед началом своей Беседы Братец Иоанн посылает приставу 4-го участка Петербургской части такую бумагу:
«Его высокоблагородию, господину приставу, 4-го участка Петербургской части Крестьянина Иоанна Алексеевича Чурикова, заявление. Честь имею довести до сведения вашего высокоблагородия, что такого-то числа сего года в 4 часа по полудни, в зале дома № 1 по Петров. пр-ту вверенного вам участка мною будет произведена духовно-нравственная Беседа на тему св. Евангелия. Впуск в зал трезвенников начнётся в 3 1/2 часа».
«При этой бумаге тому же приставу посылается Братцем Иоанном и программа той Беседы, которую он будет вести в этот день.
В воскресенье, 7 июня им была послана такая программа:
«- Духовно нравственные беседы будут говориться согласно Св. Евангелию:
1) «не собирайте себе сокровище на земле, которое моль и ржа истребляет и воры подкапывают и крадут, ищите и собирайте, и научитесь правде, Его Евангелия, а остальное всё приложится вам», как и святым отцам. Они собирали сокровище — науку Христа и не имели нужды и до сего дня верующие словам Христа не увидят голода» Мф. 6, 19-33.
2) Мы имеем мир с Богом через учение Иисуса Христа и через веру получили доступ к благодати, в которой стоим и хвалимся, но едва ли кто умрёт за праведника, разве за благодетеля кто; примется умереть. Римл. 5, 1-7.
3) «вот я вам посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо Мною; тогда вы увидите различие между праведным и нечестивым, тогда вы увидите различие служащих Богу и прибавившихся (не служащих) Ему». Мал. 3, 1-18.
Заведующий сей Беседой Братец Иоанн И.Чуриков, 1909г., 7 июня».
Надо заметить, что по распоряжению духовной власти, Братец Иоанн может брать в основу своей проповеди только те тексты из Нового Завета, которые прочитываются на литургии данного воскресения из Евангелия и Апостола.
* * *
[Ев. от Ап. Матфея гл.6 ст. 19-33.]
Прочитав сначала слова из Евангелия:
«19 не собирайте себе сокровище на земле» …, Братец Иоанн сказал:
— Неужели Господь мог сказать такие слова, чтобы нам не хлопотать о том, что нам нужно?
Нет, этого Он не мог сказать. Он говорит, чтобы мы не собирали земной науки, но чтобы собирали науку небесную, евангельскую, ибо если кто собирает науку земную, тот оскудеет.
— Помолись, Братец Дорогой, — вдруг все воскликнули.
— В другом месте говорится:
«33 ищите прежде царствие Божие» — продолжает Братец Иоанн. Слушатели опять прерывают его:
— Помолись, Братец Дорогой!
— Каждый человек должен сознательно принять науку Спасителя, ибо нет ничего лучше Его науки. Он пришёл не разорить, а обогатить нас Своими благами, но мы сами по глупости своей не пользуемся ими.
— Помолись, Братец Дорогой, — кричат в толпе…
— Кто собирает науку земную, то как только она пропала и он пропадёт: утопится или повесится, но кто знает науку небесную, тот не убивает себя, а говорит: «Бог дал Бог и взял!»
— Спасибо, Дорогой Братец.
— Сокровище небесное подкрепляет, ибо если что земное и пропадает, то Бог силён его возвратить, как возвратил Иову все то, что у него отнял. Кто собирает науку небесную, тот не потеряет и науку земную» .
— Спасибо, Дорогой Братец!
После этого хор и все присутствующие пропели второй раз: «Царю Небесный»… Это пение освежило слушателей, и Братец Иоанн снова стал проповедовать:
— «Не собирайте себе сокровище на земле… Но собирайте сокровище себе на небе». Мы привыкли молиться, но не привыкли, собирать науку небесную, Евангельскую и когда воры обкрадывают нас, то у нас ничего не остаётся.
— Спасибо, Дорогой Братец!
— И мы мучаемся и убиваем себя. А кто собирает науку небесную, тот не мучается ни в бедности, ни в богатстве. Сокровище небесное производит в нём неизреченную радость и если его гонят, то он: говорит: «меня все гонят, а мне хорошо».
— Спасибо! — говорит толпа…, дорогими ей словами.
— Если мы собираем сокровище земное, то нам везде тяжело и тесно, если мы собираем сокровище небесное, то нам хорошо и в такой тесноте, как вот здесь.
— Спасибо, Дорогой Братец! — раздаётся по всему залу.
— Если мы собираем только земное сокровище, то и 5 человек не поладят в самом большом доме, потому что человека может укротить только сокровище Евангельское. Как птица: если она снесла яйцо, но ещё не согрела его, то будет болтун, а если согреет, то будет птенчик. Так и нас нужно согреть Евангельской теплотой.
— Спасибо, Дорогой Братец! — все говорят.
— И тогда он будет иметь изобилие и на небе и на земле.
Мы оставили высшее и нам не даётся низшее. А спаситель говорит: если будете иметь небесное, то не оскудеет у вас и земное.
— Спасибо, Дорогой Братец!
— Если гоняемся только за земным, то Спаситель сильно бьёт вас бичём как тех торговцев, которых Он изгнал из храма.
— Спасибо, Дорогой Братец! — восклицают все,
— Бог наказывает нас потому, что мы торгуем там, где не следует, например, маслом в церкви.
— Грешны, Дорогой Братец! — восклицают все.
— Зачем ты идёшь торговать туда, где даётся сокровище небесное?
— Грешны, Дорогой!
— Вот за это Бог и бьёт тебя бичём, свитым из нужды, болезней холеры и др. страданий.
— Правда, Дорогой Братец!
— Они называют себя православными, а если кто заговорит им о сокровище небесном, то такового они называют «сектантом», «хлыстом»- хоть «горшком» назови и сажают его в печь, как Анания, Азария и Мисаила. От этого он сделается только звонче.
— Верно, спасибо, Дорогой Братец!
— Кто не принимает сокровище небесное, тому не помогает и сокровище земное, как евреи, утеряв небесное, утеряли и земное царство. Но нищие, хромые, у которых было сокровище небесное, подвинули целые государства. Их сокровище небесное, принесло им и сокровище земное. Все мы хотим земного, но чтобы получить его, надо раньше иметь небесное; имеющий небесное сокровище, никогда не бывает беден.
Бог не хочет видеть свой народ бедным. Посмотрите, как Бог одевает траву полевую.
— Спасибо, Дорогой Братец!
После этого хор и все запели «Верую во Единого Бога» …
И Братец Иоанн опять стал проповедовать.
— Верую в невидимое и видимое, — т.е. в сокровище небесное и земное. Теперь я прочту из Послания к римлянам: «мы имеем мир с Богом через Иисуса Христа», — т.е. чрез науку Христа, ибо Он нас делает кроткими и счастливыми, а наука земная делает сердитыми и несчастными. Наука небесная делает буйного – смирным.
— Спасибо, Дорогой Братец!
— Из пьяного — Трезвым.
— Спасибо, Дорогой!
— Слепой делается зрячим.
— Спасибо, Дорогой Братец!
— А то вон кричат: вот, на нас благодать Господа! А ну, покажи эту благодать. Сокровище Небесное проявляется в делах. А твои, какие дела?
Пьянство, разврат, болезни, карты, биллиард, нужда и ты угрюм и страдаешь.
— Прости, Дорогой Братец!
— Поэтому, выкинь всё это из своей головы и сердца и ты не будешь просить, а сам будешь давать.
— Спасибо, Дорогой.
И опять запели все «приидите ко Мне». Эти слова были пропеты с особенным воодушевлением, видно, что они особенно близки и дороги всем …
* * *
[Кн. Пр. Малахии гл.3, ст.1-18.]
— Ещё напомню вам слова Пророка Малахии:
1 «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо мною». Ангел — слово греческое, оно означает «служитель небесного мира». Этот ангел как огонь расплавит ваши сердца и как щёлок, очистит их.
— Спасибо, Братец Дорогой!
— Всякое преступление переплавит, очистит.
— Спасибо, Дорогой!
Затем, когда было уже 6 часов, все запели: «Богородице, Дева радуйся». И Братец Иоанн сошёл с кафедры и стал у икон, а слушатели стали подходить к нему и целовать его руку.
Целование руки продолжалось минут тридцать — сорок и в это время хор и все присутствующие пели одну за другой следующие церковные молитвы: «Небесных воинств Архистратизе»…, «с нами Бог»:, «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим…», «Ангельский собор удивися», «К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе», «Царица Небесная», «Приидите ко Мне все труждающиеся»…, «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Достойно есть…»
Когда кончилось целование руки. Братец взял Библию и ушёл, сопровождаемый швейцарами и девушками, в прилегающие к залу собраний комнаты. Остановившись у входной двери, он обратился ещё раз к оставшимся слушателям с напоминанием собирать небесное сокровище.
— Спасибо, Дорогой Братец! — сказали на эти слова бывшие в зале, затем все мирно разошлись по домам. Было уже 7 часов. Несмотря на страшную тесноту, жару и духоту, и почти трёхчасовое стояние на ногах, все обошлось благополучно. Только под конец Беседы, закричала какая-то женщина. Оказалось, что это была кликуша, но её тотчас же вынесли во двор.
И. М. Трегубов.
\

Добавить комментарий