...

Беседа

Господа Дорогого Братца Иоанна Самарского Чурикова И.А.

03.01.1910 г. — Мир с животными.

[Праздник.]

.

Ссылки по тексту

.

.

.

Слава в вышних Богу,
И на земле мир!

.

Слава в вышних Богу, и на земле мир! (Лук.2:14) 
.

В воскресенье, 3 января 1910 года, в Петрограде произошло необычайное событие: громадное число людей, принадлежащих преимущественно к рабочему классу, находясь под влиянием сильного религиозного воодушевления, отказались раз навсегда от употребления мяса. 

Случилось это замечательное событие таким образом. Известные под названием «народных трезвенников», последователи народного проповедника И. А. Чурикова, называемого ими Братцем Иоанном и изображённого на помещённом здесь рисунке, собрались в этот день на его воскресную беседу, по обыкновению, громадной толпой. 

[Писание о мясе.]

Прочтя из первой главы Евангелия Марка то место, где говорится о проповеди Иоанна Крестителя, Братец сказал следующее: 

— Из прочитанного Евангелия видно, что Иоанн Креститель, который призывал к покаянию и крещению, питался диким мёдом и акридами. Из этого можно сделать вывод, что они не пили вина и не ели мяса, и тем самым и других призывали к воздержанию от вина и мяса. 

И Христос был воздержан и не ел мяса, посему, совершал пасху с учениками, Он преломлял и им давал есть не ягнёнка, а хлеб, во исцеление души и тела и в защиту животных, и тем самым призывал их и всех людей к воздержанию от мяса. 

И его ученики не ели мяса и других призывали к воздержанию от него, как это видно из следующих слов Павла: «Лучше не есть мяса и не пить вина вовек, дабы не соблазнить брата» (Рим14, 21; 1Кор. 8,13) и «немощный ест овощи» (Рим. 14, 2). 

И я призываю вас к тому же. Раньше я призывал вас отказаться от вина, а теперь призываю добровольно, а не силой, потому что как одна выпитая рюмочка гонит человека из дома, чтоб искать не Божества, а греха, так и у того, кто мясо вкушает, грешит вся внутренность, потому что ему делается скучно от мяса и оно гонит его из дома, чтобы померить свою силу — побороться или подраться. 

Согласны ли вы на этот призыв? 
В ответ на это все громко и единодушно воскликнули: 

— Согласны, Дорогой Братец, отрекаемся от мяса, вовек не будем пить вина и есть мяса! 
Воодушевление, охватившее всех, было так велико, что многие плакали, не только женщины, но и мужчины. 

— Вы откликнулись на слова Павла, и он откликнется вам в нуждах и недостатках, — продолжает проповедник. 

— Кто ест скотское мясо, тот не может быть мудрым и кротким

Святые отцы не ели мяса и потому были мудры и кротки. 
Отказываясь от мяса, мы с животными заключаем мир. А то подумайте: волы, коровы, овцы — все приносят нам пользу, а мы их грызём. Вол, как отец, пашет и приготовляет хлеб, а коровушка как мать, даёт нам молочка, маслица, сметанки, а мы их убиваем и съедаем. Не будем больше этого делать. 

И все, по приглашению проповедника, запели с особым воодушевлением «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Многая лета! Многая лета!» 

— С новым годом и с новым воздержанным счастьем! — воскликнул Братец Иоанн. 

Я не отнимаю мяса от вас насильственно, я только делаю призыв желающим, и не в свою пользу, но все для вас и для вашего здоровья. 
Вы знаете, что всякое благоухание составляется из растений.

Есть такие духи, что маленький их пузырек стоит 15 — 20 рублей. А из мяса какое благоухание можно получить, кроме червей? 
Всеядные животные скоро разлагаются, как, например, свинья, и в них заводятся черви. Всеядная откормленная свинья встает только на передние ноги, а на задние не может. Так и человек, который все ест, болеет и ему ни идёт на пользу ни лечение, ни исцеление. 

Поэтому и медицина начинает уже считать мясо вредным для здоровья и посылает богатых больных людей в такие места, где они могут питаться фруктами и виноградом.

От растительной пищи внутри образуется целебный бальзам, который делает лекарства излишними. 

Вкушая же скотское мясо, мы и сами делаемся подобными блуждающему скоту. Поэтому и постановлено принимать святые тайны в пост, даже и во время мясоеда. Если же кто принимает святые тайны не в пост, то они не служат тому во исцеление и через него уничтожаются святые тайны и церковь. 
Иисус, сын
Сирахов, говорит: «Пресыщение доводит до холеры, от многоядения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». (Прем. Иисуса Сирахова, 37,33,34). 

Я думаю, что вы не хотите быть похожими на таких невоздержных, которые говорили Моисею: «Не хотим манны, давай нам мяса», и умерли на глазах Моисея. 

Мне говорят: «Мясники все здоровы», а я скажу: хоть бы тысячу мясников поставить против одного Серафимушки, то они не смогут справиться с ним, Ему и медведи покорялись. 

— Все мы мясники пред тобою постником, — сказали слушатели, — падаем в недостатках и смиряемся. Помолись за нас. 

Придёт время,- продолжает проповедник, — вы сами должны будете отказаться от мяса, потому что цена его дойдет до 5 рублей за фунт, а те, которые не смогут отказаться от привычки есть мясо, будут есть крыс и мышей, как в Китае, по пословице: «на безрыбье и рак рыба», или «в поле и жук мясо». 

Но отказываться от мяса надо не ради корысти. Некоторые из вас отстали от вина ради своей выгоды, а не ради слова Божия, не ради слова истины. А от мяса надо отказываться ради примирения с животными, ради своего здоровья и на пользу человечества. 

— Вовек не будем есть мяса! — опять дружно все воскликнули и запели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Многая лета! Многая лета!» 

Некоторые, может быть, скажут: «это сектантство», а некоторые уже говорят: «братцевых надо отлучить от церкви», а я вам скажу: я отлучил вас от всего дурного: от пьянства, разврата, курения табака, балалаек и всех развратных увеселений, но от церкви я вас не отлучал, а наоборот, призываю вас к церкви. 

Если весь мир будет хвалить меня, а Писание будет укорять меня, то я не поверю миру. Около кабаков и развратных мест многие похваливают и похлопывают, но как им верить? Наоборот, если Писание оправдывает меня, а весь мир укоряет, то я не устрашусь мира. 
В следующее воскресенье, 10 января, Братец Иоанн добавил к вышесказанному следующее: 

— В газетах пишут, что и в Америке 300 000 рабочих отказались от мяса, потому что оно стало дорого. Дорогая цена мяса насильно отнимает его от людей; но я бы хотел, чтобы вы отказались от него не насильно, а добровольно, по рассуждению. 

Но ради чего нам отказываться от мяса? Один говорит: «Я семь лет не ем мяса». Я спрашиваю: почему? Он отвечает: «Поём, нос краснеет». А я говорю: ты защищаешь свой нос, а не человека, а теперь, если ты не ешь, то ты защищаешь животных и человечество; теперь ты делаешься воином за воздержание. 
Другой говорит: «Я не ем мяса для Бога, ради Царства Божия». Но какая была польза из того, если ты не ел мясо и молчал? А если теперь ты не ешь и объясняешь другим, почему не ешь, и другие тоже перестают есть, то этим ты приносишь пользу человечеству и примиряешься с животными и через них с Богом. 

Поэтому я очень рад, что сразу столько откликнулись на мой призыв. Если откликнулось полторы тысячи, то две с половиною тысячи животных останутся живыми и будут приносить пользу. Хотя сначала откликнулось немного: полторы — три тысячи, но скоро будет 300 000. 
Когда не было мяса — не было и болезней. Поэтому постники здоровы и долговечны. Некоторые говорили мне: «А как же львы едят мясо — и какие они сильные и долговечные». А я спросил их: и сколько их? «Мало»- ответили они. 

Так и нас, кровожадных, будет мало. Тарас Бульба съедал трехмесячного ягнёнка и четверть вина выпивал и вышел на поединок против своих детей и одного из них убил. Не есть мясо полезно ещё и потому, что если ты кого обидишь, то тебе скажут: «мясо не ешь, а людей обижаешь» и стыдно тебе станет, и этот укор будет тебе во спасение. 

— Вовек не будем есть мяса! — воскликнули слушатели. 
— Не будем же делать того, что делают язычники, и не будем есть того, что они едят, и тогда вместо царства язычников придёт Царство Христово. 

[Вопросы и ответы.]

В следующие дни вопрос о мясе обсуждался в частных беседах Братца Иоанна с народными трезвенниками. Они предлагали ему вопросы, а он отвечал им. Вот эти вопросы и ответы на них: 

1. Вы говорите, Братец, что грех есть мясо и убивать животных, а как же Бог велел Аврааму заколоть овна? 

— Да. Бог велел Аврааму заколоть овна, но это был переход жертвы от человека на животного. Раньше заколали в жертву сыновей и дочерей, а Аврааму Бог велел заколоть овна и тем защитил человека. Но Христос пошёл ещё дальше. Совершая Пасху, Он предложил вместо ягнёнка хлеб. Как раньше ягненок защищал дочерей и сыновей, так и Христос защитил животных. 

2. Вы говорите, Братец, что грех есть мясо, а Авраам, приняв Бога в лице трёх странников, угощал Его ягненком. 

— Мало ли кто чём угощает. Иной угощает сороковкой. Но ел ли Бог того ягнёнка, которого предложил Ему Авраам? Блажен человек — иже скоты милует. 

3. А почему святая церковь постановила есть мясо? 

— Потому что народ требовал мяса, как требовали его и евреи в Египте. Но святые отцы и разрешили народу есть мясо в некоторые месяцы и дни, но сами не ели, считая мясо грехом.

Поэтому и монахам запрещено есть мясо. Так как мясоедение есть грех, а всякий грех вызывает болезнь, то в монастырях, где, действительно, мясо не употреблялось, не было ни болезней, ни лекарств, ни аптек. Христос сам лечил и святых отцов, и монахов, и у них не было холеры, как не было её и у евреев, когда они выйдя из Египта, перестали есть мясо. Я уверен, что и у нас не будет холеры, если и мы не будем есть мясо. Прихоть доводит до холеры. 

4. Не отощают ли солдаты, если не будут есть мяса? 

— А я говорю, что японцы ели рис и сушеную рыбу, а наших то мясоедов поколотили. Значит, сила не в мясе. Это видно из примера животных. Те животные, которые питаются растениями — волы, лошади, ослы, олени, верблюды — сильные и полезны человечеству. А кровожадные звери — волки, львы, медведи, хотя и имеют острые зубы и когти, но у них нет такой силы. Это безработные. И характер у тех и у других разный: питающиеся растениями — кротки, а кровожадные свирепы и хищны. Также и птицы кровожадные — ворон, ястреб — свирепы, а птицы, питающиеся растениями — голубь, соловей, канарейка и другие — кротки, они не вредят никакой птице. Хотя они и питаются червячками и мушками, но это тоже, что и мы питаемся рыбами. 

5. Не грех ли и не вредно ли есть рыбу? 

— За рыбу совесть не судит меня: я её не убиваю, она сама засыпает. И Христос, и Апостолы ели рыбу. И питаться ею не вредно: у рыбы нет таких страстей, какие есть у животных и у нас. Страсть к взаимной вражде передается через их мясо и тому, кто его ест: поэтому оно и вредно нам. 

6. Зачем же Бог сотворил животных, если не для того, чтобы их есть? 

— Волк тоже так думает, что ему должно таскать овец и людей. И разбойник также думает о том, чтобы ему купцов убивать, но приходится ему оставлять такое мастерство. 

7. Но что же делать, когда народится много животных? Куда их девать? 

— Не родился ещё Александр Македонский, а уже устрашились греки. Не родились ещё животные, а уже устрашились их.

Боятся множества животных, а не боятся их уменьшения. А лучше бойтесь того, что у нас их мало. Чем больше животных, тем лучше, потому что там больше навозу. А чем больше навозу, тем лучше удобрение земли и тем больше хлеба. Половина десятины, удобренная навозом, даёт 200 пудов хлеба, а без навозу и 50 не даст. Искусственное же удобрение портит землю.

От скотского удобрения навозом почва нарастает. Поэтому, как 100 000 не мешают имеющему их, так и большое число животных не будет нам мешать. Напротив, когда их будет много, тогда они будут дешёвы, тогда и навоз, и хлеб, и молоко будут дешёвы, и наша жизнь будет лучше. 

8. А откуда добыть кожу для сапог, если животных не убивать? 

— После смерти животного можно взять и его кожу. И когда будет много дешевых животных, тогда и кожа, и обувь будут дешёвыми. 

9. А куда девать птиц, если их не убивать и не есть? 
— Нет места, где бы не было мух и комаров, но, однако, они не прибавляются, ни убавляются. Так и птиц будет столько, сколько нужно. Всякая небесная птица нам не повредит. 

10. Если грех убивать животных, то не погрешаем ли мы, если продаем их тому человеку, который убивает их? 

— Это дело его совести. А когда он узнает почему мы не убиваем животных и не едим мяса, то ему станет стыдно, и он тоже перестанет убивать их и есть.

11. Может ли торговать мясом тот, кто его не ест? 

— За что совесть судит, того не делай. Найдёшь ли у магометанина свинью? найдёшь ли у русского конину? Магометанину не свойственно иметь свинину, русскому не свойственно иметь конину. Если ты не ешь мяса, можешь торговать рыбой. 

12. Как поступать в тех случаях, когда трезвенник сам не ест мяса, а его жена, дети и рабочие едят? Может ли он принудить их не есть мяса? 

— Нет, не может и не должен. Бог принуждать не учил. Ядый не ядущего не осуждай и неядый ядущего не укоряй, но, как младенца, вразумляй. Когда он поймет вред мяса, то сам перестанет его есть. 

13. Как поступать с тем зверем, который нападает на нас? Можно его убить? 

— Можно, но убивать то животное, которое нам служит, не хорошо и грешно. 

14. Вы говорите, что кто ест мясо, тот неразумен, как же все учёные и писатели едят мясо? 

— Однако, Лев Толстой тоже не ест мясо, а мудрее и долговечнее всех писателей. 

15. Полезно ли читать те книги, в которых говорится о грехе убиения животных и вреде мясной пищи? 

— Конечно, полезно. 

16. Иные говорят нам: «Вы лучше ешьте мясо, да худых дел не делайте». 

— А вы им скажите, а ещё лучше и мяса не есть и худых дел не делать. 

Сравнивая этот отказ от мяса русских рабочих с одновременным отказом от мяса рабочих Северо — Американских Штатов, нельзя не заметить глубокой разницы между тем и другим отказом. Американский отказ от мяса вызван исключительно его дороговизною и желанием понизить его цену, то есть, экономическими причинами или «корыстью», как выразился Братец Иоанн Чуриков. А русский отказ от мяса вызван идейными, религиозно-нравственными причинами. Первый отказ временный: на 30-40 дней, а второй объявлен вовек. 

Конечно, этот отказ от мяса не есть полный отказ от всякой животной пищи, включая в неё и рыбу, но и подобный отказ, если он разрастётся, может повести к целому перевороту не только в личной, но и в общественной жизни; а что он разрастётся — в этом нельзя сомневаться. 

Число последователей Братца Иоанна, по словам последнего, простирается в Петрограде до 50 000 человек. Если это верно, то и теперь уже можно сказать, что перестали есть мясо не только те полторы тысячи народных трезвенников, которые слушали эту проповедь против мяса, но и те из них, которые в это время оставались дома. И если их всех 50 000, то уже и это настоящий переворот, заслуживающий всеобщего внимания. 

А заслуживает всеобщего внимания это событие не только потому, что такая масса людей так легко и просто разрешила вопрос о питании, вопрос очень трудный и всё более и более усложняющийся вследствии постоянного роста цен на мясо, но, главное, потому что в этом событии так ярко проявились благородные чувства русского народа, позволяющие надеяться, что за этим миром с животными последует и его мир со всеми людьми. И тогда действительно будет Слава в вышних Богу, и на земле мир!

Ив. Трегубов

.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.